Наверх

В Барановичах реализовывался проект по созданию условий по сбору и переработке отходов на предприятиях

16.07.2014 444 Наш край

В прошлом году городской экологический союз при поддержке Программы малых грантов Глобального экологического фонда в Республике Беларусь реализовывал проект «Создание условий по сбору и переработке отходов гальванического производства на предприятиях Барановичей».

В утилизацию или в канализацию?

На предприятиях нашего города – таких семь – регулярно скапливаются отходы гальванических производств в виде гальваношламов, состоящих из солей и гидроксидов тяжелых металлов, являющихся опасными загрязнителями окружающей среды. По опасности для человека и различных видов живых существ они находятся на втором месте после радиации.

Согласно закону Республики Беларусь «Об обращении с отходами», предприятия обязаны самостоятельно обезвреживать гальванические стоки и образующиеся гальванические отходы. Практика их захоронения на полигонах неприемлема, поскольку должная изоляция отходов от окружающей среды – ресурсоемкое и технологически сложное мероприятие. Получается, проще гальванические стоки спустить в канализацию, чем заниматься дорогостоящей утилизацией по всем правилам. Эти отходы могли складироваться на предприятиях и многие годы никуда не вывозиться. Производственники просто не знали, куда их деть – возможности переработки появились совсем недавно.

Проблема определена

Вникнув в проблему, председатель городского экологического союза, депутат городского Совета депутатов Анатолий Банкевич обратился за поддержкой к Программе малых грантов Глобального экологического фонда ООН в Республике Беларусь, с которым уже имел опыт сотрудничества (благодаря этим грантам в нашем районе несколько лет назад были рекультивированы некоторые неиспользуемые карьеры, а лесхоз посадил 200 гектаров леса на пустующих площадях).

По словам национального координатора этой Программы Александра Левченко, проект заинтересовал грантодателей тем, что в Беларуси фактически до последнего времени отсутствовала единая система сбора и переработки особо опасных отходов.

– Мы попытались помочь предприятиям Барановичей ликвидировать скопившиеся у них отходы гальванического производства, – сказал Александр Левченко. – То есть создали своеобразную связку между предприятиями и фирмами, которые перерабатывают отходы безопасными методами.

Благодарность за помощь выразили экологи заводов авиационного, автоагрегатного, автоматических линий, станкопринадлежностей, торгмаша, агропромстроймаша, локомотивного депо. На одних предприятиях отходы гальванического производства хранились в ваннах, которые из-за длительной эксплуатации стали протекать, на других – на недостаточно оборудованных площадках…

– В ходе реализации проекта, который мы осуществляли с горрайинспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды, выяснилось, что в Беларуси имеется 13 предприятий, перерабатывающих подобные отходы, но только три из них принимают гальваношламы, – рассказывает Анатолий Банкевич. – На начало проекта никто, кроме авиазавода, не имел договоров на поставку отходов на переработку.

На выделенные деньги мы помогли обустроить площадки для хранения твердых бытовых отходов. На «Полоцкпласте» закупили 120-литровые герметичные бочки для хранения шламов, передали торгмашу, агропромстроймашу, авиазаводу, другим предприятиям. Локомотивное депо отремонтировало помещение для хранения отходов, оборудовало трехъярусные стеллажи, чтобы отходы, хранящиеся в полиэтиленовых мешках, не испытывали избыточного давления. Локомотивщикам помогли также приобрести приборы для станции нейтрализации, которые автоматизировали дозировку реагентов для лучшей очистки гальваностоков.

Немаловажно, что удалось оказать поддержку предприятиям не только в части инвестиций в инфраструктуру хранения отходов, но и частично профинансировать доставку отходов к месту переработки. Один только завод автоматических линий на выделенные ему свыше 55 миллионов рублей вывез 22 тонны отходов. Главное – показали производственникам, где можно их перерабатывать.

Что завтра?

Такие проекты нацелены на то, что если мы разработали совместно с государством что-то хорошее, получили положительные результаты, то это должно получить развитие, распространиться. Может, с привлечением других доноров, но в основном за счет государства и предприятий. Ведь выдавались участникам проекта суммы небольшие – от одной до шести тысяч долларов.

– Действительно, для предприятий это не такие и большие суммы, – поддержал разговор заместитель председателя областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Михаил Маслобоев. – Тем более, что не ежемесячно надо вывозить эти отходы. На некоторых предприятиях раз в год, а может, и в три года раз придется заниматься этим, пока накопятся шламы. Сейчас идет смена технологий, отходов станет меньше, они будут меньшего класса опасности и проще в переработке. А пока такой проект должен работать.

С отходами справлялись сами

На авиационном заводе, как выяснилось, всегда сами занимались утилизацией, обезвреживанием и хранением гальванического шлама. Здесь мощная гальваника, своя станция нейтрализации. Решили проблему еще в 2007 году.

– Любая передача гальванического шлама или отходов, имеющих класс опасности, начинается с подготовительной работы, с отбора проб, – делилась опытом начальник экологической группы авиазавода Тамара Сокол. – Мы определяли класс опасности, элементный состав, влажность, зольность… Работали вместе с институтом порошковой металлургии. И я приехала в Министерство природных ресурсов «раскачать» эту тему с абсолютно подготовленным пакетом документов. Поэтому и получили возможность работать с «Росбелхимом», на то время единственным предприятием-переработчиком. Сегодня работаем и с другими заводами. За семь лет мы передали на переработку около 30 тонн отходов.

Информация к размышлению

– Мне бы хотелось расширить рамки проекта и рассматривать не только гальванические отходы, но и стойкие органические загрязнители, – продолжала Тамара Сокол. – Как и все предприятия города, мы выводили из рабочего режима конденсаторные установки, снимали батареи… Я даже имею такую статистику: в Брестской области зарегистрировано более 24-х объектов временного хранения отходов, содержащих полихлорбифенилы (ПХБ), применяемые в качестве диэлектрика в силовых трансформаторах, конденсаторах и прочем электрооборудовании. На нашем заводе сейчас хранится 15 конденсаторных батарей с тем же ПХБ. Когда-то это было ноу-хау, а сегодня это страшное ядовитое вещество. Сегодня эксперты обнаруживают его даже в материнском молоке. Даже в Арктике и Антарктике оно есть. Площадка для хранения у нас зарегистрирована, но это не может длиться бесконечно. Думаю, что у нас найдутся и другие предприятия, которые эту тему хотели бы обсудить.

И было бы правильно сегодня переключиться с гальванического шлама, с которым уже всё понятно, на стойкие органические загрязнители.

Давайте подытожим 

Подводя итоги проведенного проекта и отвечая на поступившее предложение по стойким органическим загрязнителям (СОЗ), Александр Левченко подчеркнул, что в рамках международной помощи часть оборудования с ПХБ-содержащими отходами (около 40 тонн) вывезена из Беларуси для утилизации в Германию, в частности, с Минского автомобильного завода. 815 тонн ПХБ с других предприятий – во Францию. Это примерно треть того, что хранится. Кроме того, ликвидировано захоронение старых пестицидов в Слонимском районе.

– Вы подняли проблему маленьких предприятий, где хранится от одной до пяти тонн оборудования с органическими загрязнителями, – продолжал Александр Левченко. – Думаю, что и эта проблема решится. Дело в том, что еще в 2004 году Беларусь присоединилась к Стокгольмской конвенции по СОЗ и взяла на себя соответствующие обязательства по выполнению этого документа. Национальной программой предусмотрено прекращение использования и производства СОЗ, экологически безопасное обезвреживание, уничтожение их запасов. До 2025 года всё ПХБ-содержащее оборудование должно быть выведено из эксплуатации, до 2028 все его запасы должны быть утилизированы, как и запасы устаревших пестицидов. Во многих странах это уже сделано, найдено альтернативное оборудование и другие экологически безопасные виды диэлектриков.

Что касается проекта «Создание условий по сбору и переработке отходов гальванического производства на предприятиях Барановичей», то благодаря ему мы теперь знаем, в чем заключается проблема обеззараживания опасных отходов и как она должна решаться.

Эксперты консалтинговой группы IMACON во главе с Сергеем Готиным подготовили аналитическую записку, каким образом результаты проекта можно будет распространить на территории Республики Беларусь.



  • Мы в социальных сетях: