Остановка превращается… в рекламную тумбу. Только так можно назвать павильоны автобусных остановок, которые расклеены всяческой рекламой.
Я пришла в негодование, когда увидела, во что превратилась свежеокрашенная остановка на Вторых Третьяках буквально на следующий день! Она вся пестрела белыми пятнами – бумажками.
«Ничего страшного в том не вижу», – отреагировала на мое замечание соседка по автобусу. – Умный ничего читать не станет, а дурак – он и есть дурак». Но вот беда: эти «милые шалости», во-первых, портят эстетический вид города, а во-вторых, дорого обходятся местному бюджету. Предприятие «Барановичиремстрой», на балансе которого находятся остановочные павильоны, содержит и ремонтирует их за счет средств бюджета. Только вдумайтесь: за март-апрель этого года на предварительную очистку павильонов от объявлений и их покраску затрачено 229 миллионов рублей!
– Это просто бич какой-то, – комментирует факт директор предприятия Владимир Кудласевич. – На эту работу ведь еще и людей приходится отвлекать – такие трудозатраты мы несем. Остановки – не место для размещения объявлений. Тот, кто это делает, нарушает Правила благоустройства и содержания населенных пунктов.
Специалисты «Барановичиремстроя» считают, что подобные действия могут рассматриваться и как нарушение Закона «О рекламе». Инженер ПТО Сергей Фалей высказывает свое мнение на сей счет:
– Я бы отослал такую рекламу к ненадлежащей, то есть недобросовестной, неэтичной, при размещении которой допущены нарушения законодательства.
– Сергей Васильевич, но те, кто расклеивает объявления на остановках, могут возразить: а куда их помещать, если в городе нет достаточного количества специальных стендов и рекламных тумб?
– Мы не можем на каждой остановке поместить специальный стенд для объявлений – для этого нет условий. Стенды не должны угрожать безопасности пассажиров, а на некоторых остановках проблематично даже павильоны установить из-за тесноты.
Сергей Фалей рассказал о попытке решить проблему с помощью индивидуальных предпринимателей, которые обращаются на предприятие за разрешением на установку рекламного стенда на остановочных павильонах. Увы. Стенд предпринимателя пустует, а частные объявления наклеены сверху. За возможность размещения на стенде своего объявления горожанину надо заплатить ипэшнику определенную сумму. А так налепил – и никаких денег.
Ремстроевцы пошли другим путем: стали рассылать письма-предупреждения авторам объявлений.
– По улице 50 лет БССР в Боровках люди испортили три новых остановочных павильона своей рекламой, – с досадой говорил Сергей Фалей. – Наши предупреждения подействовали: объявления горожане сняли.
Но только одни сняли – другие наклеили.
Где же выход?
Владимир Кудласевич:
– Проблему можно решить только одним способом: наказывать рублем.
С ним солидарен генеральный директор городского ЖКХ Григорий Кособуцкий:
– Допустим, поставим мы еще с десяток рекламных тумб в городе. Не верю, что люди будут размещать объявления только там. Урны везде стоят, а разве только туда люди мусор выбрасывают? Я за то, чтобы милиция взялась за дело – тогда точно толк будет.
Иная точка зрения на проблему у заместителя начальника ГОВД – начальника милиции общественной безопасности Алексея Трофимова:
– Одним административным ресурсом её не решить. Должна быть альтернатива. Специальная доска, информационный стенд, тумба, как угодно их называйте, но они должны быть в достаточном количестве. А еще я бы предложил: пусть дворники утром срывают наклеенные объявления. Хотя не исключаю и варианта совместных рейдов сотрудников милиции и коммунальных работников.
– Конечно, у нас народ распустился. Кто что хочет, то и делает. Наша служба борется только с нарушениями в размещении наружной рекламы. Я бы пошел по пути Москвы и Китая, где с проблемой расклейщиков справились, – высказывает свое мнение директор административно-технической инспекции Александр Ваколюк. – Там заключили договоры с операторами мобильной связи, с помощью которых виновники регулярно получали звонки с требованием убрать незаконно развешенные объявления.
И совсем простой выход разрешения ситуации предложил начальник городской налоговой инспекции Василий Суховерхий:
– А зачем пользоваться услугами авторов объявлений, которые помещают их на заборах или павильонах автобусных остановок? Чтобы потом бежать в милицию, общество защиты прав потребителей, налоговую инспекцию с жалобами на обман, недобросовестность? У нас есть легальные производители, легальные предприниматели, готовые оказать качественные услуги и продать качественный товар, за что несут ответственность.
А пока мы рассуждаем, павильоны остановок, не стесняясь, уже обклеивают и днем. Если мы продолжим закрывать глаза на это мелкое беззаконие, не исключаю, что рано или поздно мы можем обнаружить рекламу на двери собственной квартиры.
Только цифры
В Барановичах 253 остановочных пункта. На 189 из них установлены автобусные павильоны. Рядом с самыми людными остановками расположены 12 железобетонных и 6 металлических рекламных тумб, которые находятся в ведении «Барановичиремстроя».
Клеишь – отвечай!
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе предусмотрена частью 1 статьи 12.15 Кодекса об административных правонарушениях и влечет штраф в размере от пяти до 30 базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от десяти до сорока базовых величин, на юридическое лицо – от двадцати до пятидесяти базовых величин.
Бесплатный способ подачи рекламы?
– А как вы относитесь к расклеенным на автобусной остановке объявлениям? – задал вопрос своим респондентам журналист «Нк».
Ирина ЕГОРОВА:
– Я на них не обращаю никакого внимания. У меня сейчас другие заботы – маленькая Даша. Но скажу, что это некрасивое зрелище. Иногда думаю: интересно, кто-то читает такие объявления? Ведь чего проще – поместить рекламу в газету… Моя подруга Ольга Сасим того же мнения.
Татьяна:
– Некрасиво, конечно. И очень жалко работу людей, которые красили остановочные павильоны, благоустраивали их. А с другой стороны, это бесплатный способ разместить рекламу в городе. Налепил – и все. Глядишь, кто-то в ожидании автобуса, кто-то из любопытства и взглянет. Не все же читают газеты.
Николай ХИЛЕВИЧ:
– Я не понимаю: зачем их клеить на остановочных павильонах вообще, тем более на свежеокрашенных? Сделали для людей новые остановки, облагородили, а тут – на тебе, влепили «украшение». Какими эти остановки станут через полгода?! Должна быть специальная доска для рекламы. Хотя нашим людям, видимо, и это не поможет. Ведь стоят на остановках урны для мусора, а где его бросают? Там, где стоят. По моему мнению, объявления надо подавать только в газету.
Максим САЛАШ:
– Я в ужасе от состояния остановок – у них такой не-опрятный вид. Я за то, чтобы запретить здесь расклеивание рекламы, штрафовать за это безобразие. Всегда думаю: неужели люди, размещая таким образом свои объявления, реально на что-то надеются? Убежден: это не имеет никакого смысла. Если надо что-то купить, продать – для этого есть интернет, газеты, в конце концов, специальные тумбы. Как на Текстильном, где я живу, у стадиона, на площади. Может, увеличить их количество в городе?
Владимир Владимирович:
– Отрицательно отношусь. Не хорошо это – портить городское имущество и красивый вид. Надо в специальных местах развешивать объявления. А с другой стороны, в городе мало таких мест, вот люди и клеят рекламу на остановках.
Зинаида Сергеевна ОВЧИННИКОВА:
– Во-первых, это не эстетично. Во-вторых, говорит о низкой культуре тех, кто этим занимается. Просто неприятно смотреть на эти бумажные обрывки. Когда я вижу, что у некоторых объявлений оторваны кусочки с номерами телефонов, негодую: значит, мы поощряем раклейщиков, даем им повод вновь и вновь лепить сюда все, что вздумается. Дом, где я живу, недавно отремонтировали, а люди уже обклеили объявлениями все двери. Такое чувство, будто специально ждали момента, когда их покрасят, облагородят. Однозначный совет: как бороться с этим злом – трудно дать. В городе есть рекламные тумбы, есть газеты, где можно разместить рекламу, но мы привыкли делать все побыстрее, а как и где, не важно. Мне кажется, на остановках нужно установить небольшие, аккуратные тумбы для объявлений. И пусть их будет много.