В «Мире» выращивают племенных сивок-бурок Скоро закончится 2014-й – год Лошади по восточному календарю. Хочется рассказать о символе года, достойно представленном в агрокомбинате «Мир».
428 лошадей имеются в сельхозорганизациях района, из них 171 – в «Мире». Сивки-бурки там не простые: 135 жеребцов и кобыл – племенные. «Самые лучшие экземпляры белорусской упряжной породы находятся у нас», – не скрывает гордости специалист агрокомбината по коневодству Валерий Саченко. Он работает с лошадьми столько лет, сколько существует конеферма.
История конефермы
В 1985 году в деревне Петревичи был построен конекомплекс на 800 голов. Идея возведения объекта принадлежала тогдашнему директору совхоза-комбината «Мир» Александру Дудуку. «Мир» соревновался с башкирским «Юматовским» по привесам крупного рогатого скота. А в «Юматовском» еще и лошадей держали, получали кумыс. Испробовав во время поездки туда целебный напиток, Александр Дудук решил не отставать и открыть в своем хозяйстве соответствующее производство.
Валерий Саченко занимался комплектацией комплекса. Кобылиц собирали со всей Беларуси, а жеребцов-производителей покупали еще и в Литве, Эстонии. Бонитировку проводили ученые Белорусского научно-исследовательского института животноводства. Одно время на комплексе стояло 1 047 лошадей, и помещения, по словам Валерия Саченко, трещали по швам.
Кормили животных по спецрецептам. В комбикорм для кобылиц входило восемь компонентов: кукуруза, овес, отруби пшеничные, шрот хлопковый, травяная мука, фосфат, соль и нужный премикс. Для жеребят использовался другой, не менее дорогостоящий рецепт.
«Мир» в советские времена производил около 800 литров кумыса в сутки, поставляя его в Минск, Брест, крупные торговые точки Барановичей. Немцы просили экспортировать сухой кумыс в Германию, но с распадом Советского Союза рухнули не только эти, но и иные планы. Централизованные поставки комбикормов из Москвы прекратились, и встал вопрос выживаемости не только лошадей, но и бычков на знаменитом комплексе по откорму крупного рогатого скота. Пришлось резко сокращать поголовье.
Однако, несмотря на трудности, специализацию удалось сохранить – лошади остались. «Петревичи» теперь аттестованы в республике как племенная конеферма и курируются «Белплемживобъединением». Статус племенных носят в Брестской области только три конефермы. Это большая ответственность.
Во всей красе
– Тот, кто понимает толк в деле, увидев наших питомцев, восхищенно воскликнет: «Вот это лошади!» – говорит коневод с 27-летним стажем Виктор Грищук.
Белорусская упряжная порода предстает здесь во всей своей красе. Гривастое поголовье досмотрено, окружено заботой, кормится овсом и зеленой массой кукурузы, травой на пастбище. Зимой в рационе будет сено. Доминирующими на ферме являются четыре масти лошадей – гнедая, буланая, соловая, мышастая, но есть и бурая, саврасая, рыжая, вороная, игреневая и т. д.
Когда я записывала свои впечатления в блокнот, туда словно попытался заглянуть подошедший к изгороди литовский тяжеловоз Кларнет гнедой масти. Он дал себя погладить, потрогать его длинную темную челку.
Кроме «импортного» улучшателя Кларнета, остальные четыре жеребца-производителя принадлежат к национальной белорусской упряжной породе, отличающейся неприхотливостью, покладистостью, приспособленностью. Это лошади-трудяги. Но литовский тяжеловоз крупнее, и он используется как улучшатель породы, придает ей мощи, лошадиных сил.
Самый знаменитый экземпляр на ферме – 12-летний жеребец-производитель Буревестник, абсолютный победитель проходившей в рамках «Белагро» выставки племенных лошадей белорусской упряжной породы. С подобных выставок агрокомбинат «Мир» неизменно привозит награды. Оцениваются стать лошади, круп, спина, послушание. В номинации «молодняк» имеет победы Сивка, а среди кобыл старше трех лет – Самара. Она же завоевывала приз зрительских симпатий. С призовыми местами возвращались с «Белагро» жеребец Дымок, кобылки Мирабель и Мышка. Одним из лучших выводчиков страны признан Виктор Грищук, умеющий продемонстрировать положительные характеристики своих питомцев.
В 2011 году «Мир» выиграл семь из восьми номинаций, получил 40 миллионов рублей премии. Соперники с других племенных ферм республики расстроились: мол, зачем приезжать на выставки, если практически все награды забирает «Мир».
Станет ли ручеек рекой?
К лошадям в агрокомбинате относятся с особенной любовью Валерий Саченко, Виктор Грищук, а также Зоя Киселевич, которая доит кобыл. Она же одновременно – и мастер-кумысодел. Больше нигде в республике кобылиц не доят и кумыс не получают. А «Мир» продолжает сохранять традиции. Правда, объемы производства кумыса небольшие – 10-20 литров в сутки. И продается уникальный напиток в агрогородке Мир, в фирменном магазине агрокомбината.
Станет ли этот ручеек той рекой, которая восполнит производство кумыса хотя бы до объемов советского времени? В «Мире» на это надеются, иначе не сберегали бы оборудование, технологию, секреты приготовления кумыса. Опытная Зоя Киселевич, к которой лошади привыкли, как и она – к ним, доит 15 кобылиц. Весной удой выше, чем теперь, в два раза. В кобылье молоко добавляется закваска, после вымешивания напиток разливается в евро-бутылку, выстаивается при комнатной температуре несколько часов и охлаждается. Стоит бутылка кумыса около 15 тысяч рублей.
О пользе этого напитка, оздоравливающего организм, многие наслышаны. А еще он утоляет жажду в летнюю пору. Кобылье молоко, в котором меньше одного процента жира, приравнивается к материнскому, им можно выкармливать ребенка после рождения. А еще это молоко помогает в борьбе с коклюшем.
– Некоторые люди приезжают к нам и просят для себя кобылицу ради молока, – рассказывает Зоя Киселевич. – Они не понимают, что при ней должен находиться жеребенок, иначе кобылица запустится. Днем мы доим, а ночью жеребенок сосет молоко. Держим его при маме семь месяцев.
Для души
Лошадей «Мир» продает («Если есть кому продавать», – замечает главный зоотехник Андрей Щеглик), а что не продается – отправляется на мясокомбинат. Продажи идут не слишком активно: сельхозорганизации сейчас покупают мало лошадей, сделав упор на применение техники. Частник какой или фермер может и хотел бы купить себе сивку-бурку, да не всегда денег столько соберет. А нужно миллионов 20.
Хотелось бы, чтоб затраты на содержание поголовья в «Мире» окупались выручкой от продаж. Виктор Грищук говорит, что готов подготовить лошадь для целевого использования: если надо, объездит верхом или научит впрягаться в телегу. Были бы покупатели.
Пока коневодство, включая производство кумыса, прибылей агрокомбинату не приносит. «Для чего тогда лошадей держите?» – спросила. «Получается, что для души», – ответил Андрей Щеглик.
Возможно, в будущем удастся найти те маркетинговые ходы, которые сделают «Мир» богаче именно благодаря развитию этой отрасли.