Еще один участник Всебелорусского народного собрания от города Барановичи – Владимир КУРИЛОВИЧ (на фото слева), водитель автоотряда пригородных, междугородных и международных перевозок автобусного парка.
– Владимир Михайлович – бригадир отряда пригородных перевозок, – знакомит с героем Александр Климович, заместитель директора автопарка по идеологической работе и персоналу. – В том, что это одно из лучших подразделений нашего предприятия, – его огромная заслуга.
Добросовестный труд Владимира Куриловича, его активная жизненная позиция отмечены высокими наградами: в 2016 году Владимир Михайлович достоен Почетной грамоты Брестского облисполкома, в 2018-м – высокого звания «Человек года» Барановичей в сфере транспорта.
Его история дружбы с автобусным парком насчитывает несколько десятилетий. Правда, они ненадолго прерывались.
– В автопарк я пришел в 1985-м, сразу после армии, – рассказывает Владимир Михайлович. – Обучился и начал работать водителем на пригородных перевозках. Какое это было интересное и в то же время напряженное для водителей время: наши автобусы не могли вместить всех желающих уехать. Доходило до того, что многие пассажиры садились в другую сторону, в обратном направлении, и ехали еще километров 15, чтобы потом спокойно вернуться и попасть в нужный пункт.
Мой отец родом из Святицы Ляховичского района. А наш отряд обслуживает не только Барановичский, но и Ляховичский районы, город Ляховичи. Когда в 1992 году умер мой дед, бабку парализовало, и я вынужден был за ней ухаживать. Тогда мне и предложили работу в совхозе, куда входила деревня Святица, водителем. На то время там насчитывалось только 54 шофера автомобилей, не говоря о десятках трактористов. Теперь нет ни совхоза, ни одного трактора, ни совхозной машины там… Деревня, к сожалению, вымирает. Мы, водители пригорода, видим это очень хорошо. Если еще в 30-километровой зоне от города жизнь идет, то дальше жителей все меньше и меньше. И пассажиров в автобусе – раз-два и обчелся.
Хотя есть и другие объяснения все меньшему потоку пассажиров. Наши люди, в том числе и сельские, стали богаче, пересели на свои автомобили. Сужу это даже по своей бригаде: из 80 водителей, может, только у восьми нет личной машины.
И вот сегодня мы везем в салоне, бывает, два-три пассажира. И уже сами водители видят, что пригородные перевозки – убыточные, что экономика предприятия от этого не выигрывает, наоборот. Между тем, мы в зарплате не потеряли, свою 1 000 рублей каждый водитель получит. Где деньги автопарк берет? Благодаря тому, что весь коллектив зарабатывает на других видах деятельности, чтобы выполнить социальные стандарты и перевезти даже этих двух-трех пассажиров.
Вот и хотелось бы поднять на собрании эту проблему – оптимизации пассажирских перевозок на пригороде. Надо все-таки оптимизировать маршрутную сеть, но так, чтобы и экономика предприятия не страдала, и пассажир не потерял последнюю возможность транспортной связи. Вот частник пустил маршрутку Барановичи – Лесная, поездил туда ровно до того момента, как сделали платной дорогу. Ему эти перевозки стали невыгодны, а мы ездим, бывает, и по четыре раза в день, как в Туховичи, несмотря ни на что. А есть ли в том такая целесообразность – четыре раза в день туда курсировать? С местной властью надо этот вопрос решать с учетом интересов всех: и пассажиров, и перевозчика.
Хочется обсудить и другую острую для нас проблему – обновления подвижного состава. Износ автобусов на пригороде составляет более 70%, а мы, между прочим, все рейсы выполняем, стопроцентно. Даже в эти морозы ни одна машина в гараже не встала. Во многом это возможно благодаря хорошему, качественному обслуживанию машин своей ремонтной бригадой, своей СТО. Но, скажу вам, сейчас и наши водители по-другому стали относиться к своим машинам. Теперь каждый заинтересован, чтобы его автобус не простаивал, отработал месяц без ремонта. У людей появился стимул бережно относиться к закрепленной технике – в автопарке действует положение о доплате водителю за хорошее состояние автобуса. И уже нередко в свои выходные водители приходят в автопарк, чтобы самим что-то подремонтировать, устранить неполадки, между рейсами копаются в автомобиле, бывает, вместе со слесарями-ремонтниками обслуживают свою машину.
В своё время я уволился из автобусного парка – жизнь заставила. В 2005-м вернулся назад, опять на пригородные перевозки, 10 лет являюсь бригадиром. Горжусь своей бригадой: хороший коллектив подобрался, нет текучести кадров, живем одной семьей, как говорится, знаем друг о друге все. Это помогает в работе, в отношениях. Пяток человек в бригаде имели свою позицию по отношению к происходящим политическим событиям в стране. Мы часто дискуссируем на автовокзале, в комнате отдыха водителей. Рад, что теперь эти люди своё мнение поменяли, прислушались к голосу большинства, к голосу разума.
Светлана ГИЛЬ
Фото Бориса НОВОГРАНА