«НК» побывал в Малаховском лесничестве и понаблюдал, как собирают древесный нектар.
– Для заготовки подходят березы возрастом 55 лет и старше, их планируется пустить под вырубку в течение пяти лет, – рассказывает помощник лесничего Малаховского лесничества Денис Рабцевич. – Для подсочки выбираем деревья с диаметром ствола не менее 20 сантиметров. Заготовка сока продлится до тех пор, пока на березах не распустятся почки. В планах нашего лесничества собрать 25 – 30 тонн продукции.
Желающих купить сок немало: только перед нашим автомобилем в лес свернуло несколько машин.
– Мы записывались, нам 120 литров, – выходя из авто, говорит один из мужчин.
Он признается, что ездить каждую весну в лесничество за напитком – настоящая традиция:
– Вся семья любит березовый сок. Мы его и свежим пьем, и консервируем. А зимой открыть баночку – особое удовольствие.
– Чтобы у нас приобрести сок, необходимо записаться у заготовителя, который назначит день, когда можно приехать на делянку и забрать продукт, стоимость сока – 19 копеек за литр, – отмечает Денис Рабцевич.
При желании сок можно заготавливать и самостоятельно.
– Но для этого нужно получить разрешение, которое выдают в лесничестве или лесхозе, – пояснил исполняющий обязанности заместителя руководителя по идеологической работе, инженер по охране и защите леса Барановичского лесхоза Александр Селивончик. – Наши специалисты укажут участок и проведут инструктаж, а также проконтролируют технологию подсочки. Поскольку процесс заготовки должен осуществляться способами, обеспечивающими минимальные потери древесных соков и повреждения деревьев. Но желающих самим заготавливать сок обычно немного. Люди говорят: проще купить, чем тратить время на сбор.
Напоминаем, что за заготовку сока без соответствующих документов физическому лицу грозит предупреждение или штраф в размере до 20 базовых величин, индивидуальному предпринимателю – до 100 базовых, юридическому лицу – до 500 базовых величин. Кстати, помогают выявлять нарушителей правил сбора березового сока фотоловушки, которые устанавливают в лесничествах, а также неравнодушные люди.
Инна ГОНЧАР
Фото Бориса НОВОГРАНА