Мы уже писали о том, что в Барановичах по инициативе начальника управления по образованию Татьяны Шестак стартовала серия мероприятий под общим названием «Эстафета идей».
Суть проекта в том, чтобы каждая школа или гимназия презентовала уникальный опыт по освоению и перспективам развития той или иной педагогической идеи, представила имеющиеся ресурсы и образовательные проекты для воплощения ее в жизнь. «Эстафета идей» рассчитана на весь учебный год, и ее итогом станет сборник, в который войдут статьи о педагогическом опыте всех учреждений образования. Он будет представлен на традиционной августовской учительской конференции и станет еще одним звеном в интеграционных процессах между школами.
15 марта настал черед средних школ №№ 3, 12 и 14 поучаствовать в «Эстафете идей» и принимать гостей-коллег.
СШ № 14: допрофильная, профессиональная подготовка и… искусственный интеллект
Средняя школа № 14 реализует программу развития «Портал возможностей». Ее цель – обеспечение для каждого ученика персональной образовательной логистики и формирование культуры любви к учению.
Директор школы Николай Рудой рассказал гостям семинара, что школа – это портал безграничных возможностей, где создаются условия для самореализации каждого учащегося. Более полно учитывать интересы и способности учащихся, создавать условия для обучения в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями позволяет профильное обучение. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником профессиональной индивидуальной образовательной траектории.
В средней школе № 14 сложилась определенная система профильного обучения и допрофильной подготовки, которую можно представить следующим образом:
- ранняя допрофильная подготовка в 1-4-х классах;
- ранняя допрофильная подготовка в 5-7-х классах;
- допрофильная подготовка в 8-9-х классах;
- профильная подготовка в 10-11-х классах.
Здесь проводится целенаправленная и системная работа по организации допрофильной и профильной подготовки учащихся, эффективность которой определяется результативностью работы педагогического коллектива и качеством подготовки выпускников. Деятельность по организации профильного обучения учащихся организована так, что все процессы, протекающие в системе профильного обучения, работают на достижение главной цели: получение учащимися качественного общего среднего образования, формирование их готовности к осознанному профильному самоопределению, дальнейшему продолжению образования, а также к трудовой деятельности.
Заместитель директора по учебной работе Ирина Сасим рассказала о профессиональной подготовке, которая осуществляется на базе СШ № 14. В соответствии с типовым учебным планом средней школы в Х-ХI общеобразовательных классах введен учебный предмет «Трудовое обучение», в рамках которого реализуется программа профессиональной подготовки рабочих (служащих).
Основной целью трудового обучения для учащихся III ступени общего среднего образования является предоставление им возможности не только получить профессиональные умения и навыки, но и освоить определенную профессию.
Третья ступень в образовании – стартовая площадка перед взрослой жизнью, и здесь учащиеся получают не только аттестат, но и свидетельство установленного образца о присвоении квалификационного разряда по профессии.
Средняя школа № 14 – единственная в Барановичах, где реализуется I модель профессиональной подготовки.
На базе школы получают профессиональную подготовку учащиеся-девушки по профессии «швея» 2-го разряда и юноши – по профессии «оператор ЭВМ» 4-го разряда.
В этой школе на сегодняшний момент прошли профессиональную подготовку и получили свидетельство о присвоении разряда 87 учащихся. Учащиеся СШ № 14 продемонстрировали коллекцию изделий, сшитых своими руками. В рамках сотрудничества с Барановичским государственным колледжем легкой промышленности им. В.Е. Чернышева театром моды «Модус» была представлена новая коллекция одежды.
Заместитель директора по учебной работе Ольга Павлюченко представила опыт работы по внедрению инновационного проекта «Искусственный интеллект как инновационный инструмент внедрения современных средств обучения в образовательный процесс». Работать с нейросетями школа начала с прошлого учебного года. Нейросети используют педагоги школы на всех ступенях обучения. Искусственный интеллект (ИИ) открывает массу возможностей как для учащихся, так и для педагогов. Учащиеся проще усваивают информацию, успеваемость и качество знаний повышается, растет мотивация к обучению. Искусственный интеллект позволяет подходить к изучению привычных тем по-новому. Учителя же получают большое количество инструментов для преподавания. На мероприятии был представлен опыт работы педагогов по внедрению ИИ в образовательный процесс.
С целью поиска наиболее оптимальных путей совершенствования системы работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся заместитель директора по воспитательной работе Елена Полеева рассказала о реализации городского этапа республиканского конкурса «PRO Беларусь». Руководитель дополнительного образования Ирина Любецкая представила настольные игры по историческому краеведению.
СШ № 3: патриотическое воспитание, виртуальное путешествие и «Встреча весны»
15 марта принимала «Эстафету идей» и средняя школа № 3. Гостей приветствовали учащиеся начальных классов народным гулянием «Встреча весны». Песни, танцы, хороводы, предсказания Весны – все это закружило гостей в водовороте праздника.
Далее гости совершили виртуальное путешествие «В мир испанского языка», во время которого не только окунулись в национальную культуру Испании, но и познакомились с достижениями учебного заведения в изучении испанского языка.
Вниманию гостей также были представлены проекты, которые реализуются в учебном заведении.
Руководителем проекта «С пользой для себя и на радость людям!» (вокальная эстрадная студия «ДоМиСолька») Ральцевич Т.П. презентован опыт работы с высокомотивированными учащимися через развитие музыкальных способностей.
Учитель русского языка и литературы Домашина Т.М. и учитель истории Лопатко Е.В. поделились результатами внедрения в учреждении образования инновационного проекта гражданско-патриотической направленности.
Вниманию гостей была представлена одна из работ учителя истории Лопатко Е.В., посвященная 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков (стихотворение «Великая Победа»).
Завершающим этапом фестиваля стало участие гостей в мероприятии, посвященном открытию выставки «Память и боль белорусской земли».
В результате прошедшей «Эстафеты идей» коллектив учреждения образования продемонстрировал приоритетные направления работы учебного заведения.
СШ № 12: спилс-карты, «Зеленая школа» и футбол
В рамках мероприятия «Эстафета идей» команда средней школы № 12 также поделилась перспективными идеями развития своего учреждения.
Развитие школы осуществляется как управляемые, продуманные системные изменения школы через разработку – распространение – внедрение – освоение – использование различных новшеств. Иными словами – через управляемый инновационный процесс. Именно этот подход, связанный с пониманием развития как инновационного процесса, является сегодня главным способом развития школы, его мейнстримом.
Средняя школа № 12 представила четыре проекта: республиканский проект «Зеленая школа», бизнес-компания «Текстильный дизайн», инновационный проект «Внедрение модели гражданско-патриотического воспитания на основе традиций и истории белорусского народа», республиканский спортивно-массовый проект «Мой школьный футбольный клуб».
На каждой локации были представлены различные формы деятельности: сборка спилс-карты города Барановичи, игра «Песни военных лет», отработка футбольных навыков, декор пряников, создание декоративных изделий для дома.
Реализация проекта «Эстафета идей» будет продолжена и другими учреждениями общего среднего образования нашего города.
Информация и фото предоставлены учреждениями образования