Наверх

Увлеченность «непонятной» профессией, или Землеустройство с подробностями

20.02.2014 285 Наш край

В школе Ларисе нравились точные науки. Пора было определяться с выбором профессии. Отец взял ее с собой в сельскохозяйственную академию в Горки на защиту своей дипломной работы (он заочно учился на гидромелиоративном факультете): может,  дочка тоже захочет поступать сюда.

Выбор

На стендах в академии были представлены все специальности. Она пробегала глазами по перечню. Экономика, бухгалтерия – это знакомо, потому что мама – экономист. Мелиорация – папина специальность. А вот землеустройство было чем-то новым, непонятным. И Ларисе захотелось постичь неизвестное. Она остановила свой выбор на землеустроительном факультете. Отец сказал: «У тебя есть еще год до окончания школы – подумай».

Землеустройства как такового на селе тогда не было. В колхозах и совхозах этими вопросами занимались главные агрономы. На весь Барановичский район был один земле-устроитель.

Необычная для девушки профессия манила романтикой, и через год Лариса успешно поступила в Белорусскую государственную сельхозакадемию на желанный факультет. Ей нравилось там учиться, как потом понравится работать. Имея за плечами 27 лет профессионального стажа, она говорит, что с удовольствием занимается избранным делом.

Полевая практика 

В сельхозакадемии они изучали теодолиты, измерительное оборудование. Оно отличалось от нынешней современной экипировки землеустроителя. Сегодня используется электроника, на смену стальной ленте пришло лазерное измерение, световой луч. Не нужно бегать по полям и каждые двадцать метров, что называется, кланяться земле. Стальной лентой раньше измеряли поля. Ее длина составляла двадцать метров. Однажды Ларисе целый день помогал муж (она вышла замуж, будучи студенткой) – вбивал в землю металлический штырь, закреплял ленту и переносил ее дальше через каждые двадцать метров. Намаялся и заявил, что больше не поедет в поле. Лариса же никогда не роптала.

После первого курса летом у них была практика по геодезии на полигоне в Горках. Полигон следовало обмерить. Студентов объединили в небольшие бригады. Та, в которую входила Лариса, закончила всю работу на две недели раньше остальных, проявив творческие подходы. Девушка тогда  испытала необыкновенную увлеченность процессом, которая будет всегда  сопровождать ее в профессии.

После вуза

Лариса Степуро попала на работу в Барановичскую группу проектного института «Брестгипрозем». Больше распределяться особо было некуда: это сегодня специалисты землеустройства имеются везде, а тогда… В Брестской области такие кадры могли трудоустроиться лишь в областном центре, Пинске и Барановичах. Лариса выбрала Барановичи, находившиеся поближе к родительскому дому.

Она оказалась не в незнакомом коллективе: проходила здесь практику на четвертом курсе и с энтузиазмом занималась тогда обновлением существующих карт хозяйств, внося дополнительные сведения. Собственно, это и продолжила делать в качестве свежеиспеченного инженера-землеустроителя. В хозяйствах нужно было обойти все поля по контурам, все дорожки. А поскольку многие поля находились за 15-20 километров, то в помощь землеустроителю выделялись работник хозяйства и лошадь, чтоб можно было подъехать к объекту измерения.

– Благодарна тогдашнему руководителю Барановичской группы Ирине Стрельцовой, своему первому наставнику-практику. Она многому меня научила, – вспоминает Лариса.

Взять ответственность на себя

Ей не было еще и тридцати, когда самой пришлось стать руководителем группы и взвалить на себя груз ответственности. Кроме организации общего трудового процесса и контроля-проверки Лариса продолжала выполнять и свою прежнюю работу. Наступили тяжелые времена – середина девяностых, когда группа находилась под угрозой закрытия. Государственное обеспечение было в прошлом и приходилось самим зарабатывать деньги, чтоб избежать убытков. Больше половины работников ушло. Осталось три человека – три молодые женщины, продолжавшие верить в перспективу.

Изменилось земельное законодательство, и ситуация стабилизировалась. Стало обязательным оформление документов на земельные участки, и граждане начали массово обращаться в группу «Брестгипрозема». Появилось много работы, и группа снова укрупнилась практически до прежнего количественного состава. Сейчас в коллективе – почти два десятка человек.

Главный специалист

Группа являлась и является кузницей кадров для районной землеустроительной службы. Вот и Лариса Степуро десять лет назад перешла на работу в райисполком главным специалистом этой службы, потому что хотелось расти, хотелось попробовать себя в ином направлении. Из практической сферы она попала в мир документооборота, углубилась в изучение законодательства – земельного, гражданского, административного, строительного. И это ей тоже было интересно.

После объединения городской и районной землеустроительных служб в единую структуру Лариса занималась городом, предоставлением участков гражданам, оформлением документации, ходила в суды по спорам людей из-за границ участков, выступала консультантом. Это длилось лет пять. Потом единую службу опять разделили на городскую и районную. Героиня публикации предпочла остаться в районе.

– В городе приходилось решать в основном мелкие вопросы – здесь теснота, административное землеустройство, – замечает моя собеседница. – Настоящий землемер должен ходить по полям и видеть их. В районе идет масштабное землепользование.

Цивилизованный процесс

Она выезжает по жалобам граждан, проводит аукционы, дает ответы на вопросы, поставленные индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. В поисках ответов окунается в важные подробности, находит новые нюансы.

Землеустроительная служба недавно провела аукцион по продаже права аренды трех земельных участков – под торговый объект, склады и комплекс придорожного сервиса в районе въездного знака «Зубр». Требуется вложить немало денег в строительство у «Зубра», поэтому с первого раза такого богатого человека не нашлось. Лариса Степуро подчеркивает, что, предоставляя право аренды инвесторам, землеустроительная служба отслеживает выполнение инвестиционных договоров. Пришлось расторгнуть договор с российской фирмой «Звезда Подмосковья», не реализовавшей свои проекты по возведению объектов придорожного сервиса вдоль «олимпийки». А вот договор с «Короной» реализуется – строится супермаркет. Правда, теперь эти земли принадлежат не району – они вошли в городскую черту.

Район приобрел цивилизованное лицо: практически все хозяйства, за небольшим исключением, получили свидетельства о государственной регистрации земельных участков. В координатах на компьютере вся регистрация как на ладони. С электронным носителем, по мнению Ларисы, работать быстрее, эффективнее. Но бумажный вариант тоже существует – на всякий случай, для порядка.

«Мы – коллеги»

В состав землеустроительной службы райисполкома, возглавляемой Еленой Антонович, входят семь специалистов. Они не только работают в кабинетах с документами, но и выезжают на поля. «Поэтому романтика профессии с нами остается», – улыбается Лариса. Она рада поздравить коллег с профессиональным праздником, который отмечается в стране сегодня. Это также и повод вспомнить людей, внесших немалый вклад в развитие землеустройства на барановичской земле, – Виктора Нагорного, Николая Митиловича, Роберта Пялинка, Елену Дрозд, Андрея Доморацкого, Анатолия Плешко, Сергея Старовойтова, Валерия Манько, с которыми Ларисе вдохновенно работалось.

Ее сын Борис пошел по ее стопам. Он с детства знал и видел, чем мама занимается. Иногда она брала его с собой на поля. Остались незабываемые впечатления, и когда мама посоветовала выбрать ее профессию, он сразу согласился. Окончил сельхозакадемию по специальности «кадастр и землеустройство», работает в Барановичском филиале Брестского агентства по государственной регистрации и земельному кадастру. Его жена Ольга тоже землеустроитель, трудится в Барановичской группе «Брестгипрозема». Вот такая замечательная получилась семейная династия.



  • Мы в социальных сетях: