Наверх

Ценный подарок ко Дню Октябрьской революции преподнесли жителям региона барановичские железнодорожники

06.11.2022 0 1559 Наш край

cennyj-podarok-k-dnyu-oktyabrskoj-revolyucii-prepodnesli-zhitelyam-regiona_4.jpgВ канун Дня Октябрьской революции в городе произошло знаменательное событие. На пересечении улиц Першукевича и Фроленкова, на здании производственного участка Барановичской дистанции защитных лесонасаждений отделения железной дороги, открыта памятная доска Герою Социалистического Труда, Почетному железнодорожнику нашему земляку Ивану Петровичу Першукевичу.

cennyj-podarok-k-dnyu-oktyabrskoj-revolyucii-prepodnesli-zhitelyam-regiona_1.jpgСобытие значимое вдвойне: доску открыли в Год исторической памяти и 110-летия отважного труженика стальной магистрали. Символично, что торжество состоялось в рамках встречи ветеранов труда, почетных железнодорожников с молодыми специалистами отделения. В такие моменты и воспитывается чувство патриотизма, гордости за своих земляков и их подвиги.

cennyj-podarok-k-dnyu-oktyabrskoj-revolyucii-prepodnesli-zhitelyam-regiona.jpgОб этом говорили в своих выступлениях начальник Барановичского отделения железной дороги Валерий Веренич, председатель горсовета депутатов Григорий Кособуцкий, председатель совета ветеранов отделения Владимир Сенько. Почетные гости отметили особую важность этого момента для сохранения памяти о подвигах, проявленных нашими соотечественниками в годы Великой Отечественной войны.

cennyj-podarok-k-dnyu-oktyabrskoj-revolyucii-prepodnesli-zhitelyam-regiona_3.jpg– Увековечить память о нашем земляке Иване Першукевиче было решено еще в 1987 году, – отметил Валерий Веренич, – когда одна из улиц города была названа его именем. Машинист Першукевич в сложных прифронтовых условиях стал инициатором скоростного вождения фронтовых эшелонов.

В 1942 году Иван Петрович был удостоен медали «За трудовую доблесть». А в 1943-м за исключительные заслуги перед государством по обеспечению перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства Ивану Петровичу Першукевичу присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». После Великой Отечественной войны он продолжил свою деятельность в локомотивном депо Барановичи.

cennyj-podarok-k-dnyu-oktyabrskoj-revolyucii-prepodnesli-zhitelyam-regiona_6.jpg– Мы будем помнить и чтить героев, отважных тружеников стальной магистрали, – отметил Владимир Сенько. – Очень рад, что на одноименной улице теперь появилась и памятная доска в честь скромного труженика железной дороги, каждый раз совершавшего подвиг в годы военного лихолетья.

cennyj-podarok-k-dnyu-oktyabrskoj-revolyucii-prepodnesli-zhitelyam-regiona_5.jpgCветлана Гиль

Фото предоставлены Барановичским отделением железной дороги

Историческая справка

Иван Петрович Першукевич родился 12 февраля 1912 года в деревне Петревичи Барановичского района Брестской области в крестьянской семье.

В первую мировую войну семья Першукевичей переехала на восток и остановились в городе Орше. Здесь Иван начал трудовой путь каменщиком, после школы фабрично-заводского ученичества поступил в депо Орша слесарем. В 1934 –1936 годах проходил службу в Красной Армии. Демобилизовавшись, вернулся в родное депо, стал машинистом.

В 1939 году, по окончании трехгодичной технической школы на станции Волховстрой под Ленинградом, получил распределение в паровозное депо Кемь Кировской железной дороги. Уже 10 июня 1941 года ему был вручен знак «Ударник Сталинского призыва».

В начале Великой Отечественной войны вражеская авиация базировалась на финских аэродромах. Финские войска перерезали магистраль Мурманск – Волховстрой, захватив Петрозаводск. Но разрезанная на части Кировская магистраль продолжала жить и работать, хотя вражеская авиация и диверсанты стремились разрушить дорогу. В этих сложных прифронтовых условиях машинист Першукевич стал инициатором скоростного вождения фронтовых эшелонов.

Составы водили под постоянным огнём врага. Так, осенью 1941 года только благодаря умелому маневрированию удалось уклониться от прямого попадания бомб, они взрывались то впереди, то позади эшелона с боеприпасами. Такая «дуэль» случалась почти каждую поездку. Однажды снарядом снесло верх будки, но бригада отремонтировала повреждённый локомотив и продолжала вести поезд. В другой раз осколками разорвавшегося снаряда были ранены все трое, но никто не покинул своего поста, перевязали раны друг другу, и рейс продолжался. В госпиталь не обращались, а справку о ранении, как известно, враг не выдаёт. В июле 1942 года машинист Першукевич был награждён медалью «За трудовую доблесть».

В конце 1942 года Першукевич вёл наливной состав и был атакован вражескими истребителями. Со второго захода вражеским лётчикам удалось пробить котел паровоза и зажечь две цистерны. Быстро заделав повреждение заготовленными пробками, с большим трудом отцепили пылающие цистерны и оттащили их от состава. Его удалось спасти, хотя будка паровоза была изрешечена пулями.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Першукевичу Ивану Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

После вручения наград в Москве Иван Першукевич был направлен на курсы техников в Саратов. Здесь встретил день Победы.

В 1946 году вернулся в родную Белоруссию. Был назначен на инженерную должность в управлении Брест-Литовской железной дороги. Но Иван Петрович рвался из кабинета в будку паровоза и стал машинистом-инструктором депо станции Барановичи. Вновь возглавив паровозную бригаду, довел пробег локомотива до 1 миллиона 100 тысяч километров. До выхода на пенсию водил составы. В 1947, 1951, 1955 годах избирался депутатом Верховного Совета Белорусской ССР. Жил в городе Барановичи.

Скончался 25 декабря 1980 года.




  • Мы в социальных сетях:

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий