Речь пойдет не об автомобилях-лимузинах, а о ценной породе крупного рогатого скота мясного направления, выведенной во французской провинции Лимузен. Еще во времена Советского Союза «французы» попали к нам, были куплены за валюту. Приобретенных животных решили разводить в племзаводе «Приозерный» для получения элитной мраморной говядины. В конце восьмидесятых в деревне Могиляны построили комплекс на тысячу чистопородных лимузинов.
Свои «французы»
Однако планам не суждено было сбыться, и распад СССР стал одной из причин этого. Экономика «Приозерного» затрещала по швам. На момент присоединения хозяйства к птицефабрике «Дружба» в 2000 году лимузинов вывезли в другой район, оставив лишь 25 животных. «Дружба» могла бы отказаться от них, но какое сердце не дрогнет при виде этих красивых и мощных рыжих парнокопытных! Вот и руководители птицефабрики прониклись к ним любовью, испытывая привязанность и лелея надежду на поворотный момент в развитии мясного скотоводства, оценив достоинства лимузинской породы.
К достоинствам следует отнести неприхотливость животных в содержании, выносливость, эффективность выпаса, крепкий иммунитет, хорошую акклиматизацию, высокий убойный выход мяса, которое обладает нежным вкусом и низким содержанием жира. На Западе оно ценится очень дорого.
Во Франции лимузинов пасли в дикой природе, что сформировало их своенравный, независимый характер. «И мы сначала их тоже пасли, но вот уже тринадцать лет как не пасем, переведя на стойловое содержание, – рассказывает бригадир животноводства фермы «Могиляны» филиала «Приозерный» птицефабрики «Дружба» Наталья Мышко. – Дикими они были раньше, а сейчас стали более спокойными, что ли. Какие они теперь «французы»? Свои они, белорусские».
51 теленок от рыжих коров
Содержание лимузинов прибыльным пока не стало. Тогда зачем они нужны «Дружбе»? «Важно сберечь породу скота, – подчеркивает зоотехник райплемстанции Людмила Кислая и отдает должное позиции генерального директора птицефабрики Василия Маркевича, не раз повторявшего: «Я – государственный человек». В интересах государства было разведение лимузинов. В Беларуси приняли Программу развития мясного скотоводства, которая действует и сейчас. В Программу включили и птицефабрику. В 2008 году в «Дружбу» завезли 35 чистопородных телок лимузинской породы из Венгрии, приобретенных за счет республиканского бюджета.
На выгульном дворе фермы «Могиляны» отдыхало стадо гордых особей. Бригадир Наталья Мышко показывает мне отличия между французскими и венгерскими животными: «Те, которые темнее мастью и без светлых ободков вокруг глаз, – родом из Венгрии». Всех лимузинов насчитывается 195, из них 107 – коровы. Чистопородное стадо с каждым годом увеличивается. «Дружба» ведет племпродажу животных в разные уголки республики – в этом заключается государственный подход.
Нынче от рыжих коров родился 51 теленок. За каждого из них птицефабрике полагается 3 миллиона рублей от государства в соответствии с республиканской Программой. Однако эта денежная поддержка не компенсирует затрат на содержание лимузинов.
Мясной скот не доится. Корова существует для теленка, которого выкармливает своим молоком до восьми месяцев. «Мы не отнимаем теленка до тех пор, пока он не достигнет 250-килограммового веса», – поясняет Наталья Мышко. Самой великовозрастной корове по кличке Молния – 12 лет. Каждый год она исправно приводит здоровый приплод.
Не хватает музыкального аккомпанемента?
Процесс разведения лимузинов находится под опекой не только районной племенной станции, но и ученых из Белорусского института животноводства. Недавно они в очередной раз наведались на ферму «Могиляны», чтобы проконтролировать привесы и другие важные моменты содержания скота.
Лимузинов кормят сытно. Их рацион по составу кормов практически не отличается от рациона черно-пестрого стада. Теленок на подсосе получает 2 килограмма комбикорма, 1 – сена, 3 – кукурузного силоса, 2 килограмма сенажа. Бычкам, которых готовят на племпродажу или для сдачи на мясокомбинат, дается гораздо больше кормов.
Вычитав где-то, что в Японии для получения мраморного мяса бычков-лимузинов кормят под аккомпанемент классической музыки не только зерном и кукурузой, но и добавляют в рацион вино и пиво, сообщаю об этом директору филиала «Приозерный» Сергею Луцко. Тот сразу нашелся, что ответить: «А у нас вместо классической музыки звучит рокот тракторов, доставляющих на ферму сено и прочие корма».
Чтоб в мясе хватало мраморности, тонкости кормления играют важную роль, как и условия содержания. Что касается рентабельности, то, по мнению первого заместителя начальника райсельхозпрода Юрия Гайдука, содержание лимузинов на естественных сенокосах и пастбищах, на подножном корме является менее затратным. Вот и один из французов, представлявших компанию, продавшую «Приозерному» в советские времена чистопородных животных, сказал примерно то же самое. Представители этой фирмы наведывались время от времени в деревню Могиляны. Они были довольны, что по прошествии стольких лет лимузинов удалось сохранить, генетический потенциал скота остался. Давали советы по снижению расходов на содержание животных.
С верой в перспективу
Заместитель генерального директора птицефабрики «Дружба» по сельхозпроизводству Михаил Полозок в беседе с корреспондентом заявил, что верит в перспективу, в то, что со временем «станем кормить народ мясом высокого качества». Для этого и нужно разводить лимузинов.
Кроме «Дружбы», рыжие животные имеют еще одну барановичскую прописку, частную: скот данной породы содержится в фермерском хозяйстве «Фортуна» в Тешевле. Правда, в небольшом количестве – 30 голов. Фермер Галина Матус отметила, что лимузины не требуют особого ухода и затрат, с удовольствием поедают отходы овощеводства, на котором специализируется фермерское хозяйство.
Мясным скотоводством в районе в следующем году станут заниматься три сельхозорганизации: само собой разумеется, это «Дружба» с чистопородной направленностью, а также «Утес» и «Вольно», где будут выращивать помесных животных. Юрий Гайдук не скрывает, что порой возникают проблемы со сдачей мясного скота (закупочные цены на него выше) на перерабатывающие предприятия.
Где купить мраморное мясо?
– Мы пробовали раскрутить такой бренд, как мраморное мясо, в своем универсаме «Родны кут», что в Боровках, – повествует председатель райпо Светлана Гиль, – но не получилось. Мясо оказалось не очень востребованным по причине высокой цены – продали килограмма два всего. Стоило оно почти в два раза дороже обычной говядины, хотя ничем особенным от нее не отличалось.
А должно отличаться тонкими жировыми прослойками между мышцами, светлым цветом. Произвести элитную мраморную говядину нужно уметь.
Начальник отдела торговли и услуг горисполкома Татьяна Чернушевич вспомнила, что летом мраморное мясо безуспешно пытался продать «Евроопт» по улице Тельмана. Вернула на родной Березовский мясокомбинат деликатесную говядину и директор фирменного магазина «Мясной мир» Рита Ковальчук – ну, не продается этот товар, и всё: «Разве что в дорогие рестораны его поставлять – для гурманов».
Однако в названном магазине присутствует в продаже пусть и не мраморная, но говядина, полученная от мясных пород скота. На упаковках есть пометка «Мясные породы». Тазобедренная часть, например, стоит 111 550 рублей за килограмм (у обыкновенной говядины – 96 100 рублей). Лучше всего раскупается лопаточная часть по цене 91 350 рублей. Это всего на 3 250 рублей дороже, чем не у мясных пород крупного рогатого скота.
Покупатель выбирает то, что дешевле.