Об уходящем лете мне будут долго напоминать фотоснимки цветов в палисаднике. Лето – пора непрерывного цветения, ярких красок, запечатленных в кадре (жаль, что газета не цветная).
У каждого месяца свои цветочные символы.
Июнь. Ирисы. Мне возразят и скажут, что ирисы – больше цветы мая, чем июня. Но у меня они посажены в затененном месте, и только в начале июня раскрывают «душу»: от утонченно-благородных, нежных лепестков не отвести взор. Кажется, что в сиренево-фиолетовой «коробочке» спрятана какая-то загадка, философия жизни.
Ирисы у меня ассоциируются с именем Петра Ломоноса, известного в нашем городе агронома-цветовода, автора нескольких книг о цветах. Кустик ирисов для посадки мне подарил именно он. Петр Ломонос внес свою лепту не только в украшение частных палисадников в Барановичах, но и принял участие в обновлении коллекции ирисов в Центральном ботаническом саду в Минске. Горжусь знакомством с этим творческим человеком.
Ирисы люблю как я, так и улитки, которые расплодились в последние годы в неимоверном количестве в наших садах и огородах. Нашествие улиток на мои ирисы случилось в нынешнем году после их цветения, и, по крайней мере, не помешало насладиться созерцанием «коробочек», полных таинства.
Ирисы – многолетники и не требуют большого ухода за собой.
Июль. Гладиолусы. Красная «стена» появилась мгновенно и неприступно стояла около недели, но под воздействием сильных ветров и дождей часть стеблей поломало. Их было много, цветущих гладиолусов; они размножаются, но фиолетовый, белый, бордовый извелись сами по себе. Остались красные гладиолусы, с которых когда-то началось мое знакомство с этим гордым постояльцем палисадника.
Считается, что с выращиванием гладиолусов много возни. Ведь они однолетники: их луковицы нужно выкопать осенью и сохранить зимой, чтоб потом снова весной посадить. Палисадник у меня маленький, поэтому приходилось иногда высаживать гладиолусы в неподходящем месте – на участке с дерном. Но они выжили-выстояли и по-прежнему тянулись вверх цветами-колокольчиками.
Пожалев гладиолусы, отвела им солнечный кусочек земли у порога дома. Подвязывать высокие стебли нужно обязательно, желательно каждый в отдельности. Цветение их совсем не долгое, особенно в жаркую погоду, но зрелище красной «стены» из нескольких десятков гладиолусов впечатляет величественностью. Оно того стоит, чтобы на следующий год снова захотеть увидеть подобную незабываемую картину.
Август. Георгины. Это однолетние цветы, которые в срезке долго не стоят. Или нужно любоваться не срезая.
Это цветы моего детства: в деревне, где родилась, без них нельзя было представить ни один палисадник. До сих пор они являются главными цветами любой деревни. Множество окрасок и форм лепестков способно создать живой декоративный шедевр.
Поселившись в Барановичах, тоже посадила у дома георгины – ярко-оранжевые, с игольчатыми лепестками. Они цвели пышно и привлекали взгляд проходивших по нашей улице людей. Однажды кто-то попросил выкопать ему несколько клубней для разведения. Пожалуйста – берите, поделилась с человеком.
Потом случилось неожиданное: все оставшиеся у меня клубни пропали, после выкопки не сохранились зимой. Как будто обиделись на мой поступок, за то, что отдала часть цветов в чужие руки. И несколько лет георгин у меня не было.
Потом одна из соседок предложила мне клубни белых георгин, узнав, что я люблю белую окраску. И началась у меня новая дружба с этими цветами. Правда, георгины оказались не белыми, а красными. Но выглядят они изумительно красиво, поражают совершенством и симметрией формы цветка.
Ах, лето, как же я люблю тебя за это – за необыкновенное волшебство палисадника.