Прошел практически год, как в белорусском законодательстве появился новый объект обложения государственной пошлиной – выдача разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении (статья 249 Налогового кодекса). В народе его называют транспортным налогом. Сколько денег за этот год собрали с автовладельцев и на что они истрачены, изучал «Нк».
Обязаны уплатить
Вот и у меня подошло время проходить очередной техосмотр автомобиля. А значит, и подготовить из семейного бюджета сумму не только за услугу техосмотра, но и на транспортный налог, без которого разрешение на участие в дорожном движении транспортного средства, даже при его идеальном техническом состоянии, попросту не выдадут. Поскольку у моей машинки разрешенная максимальная масса 1790 кг, то я должна уплатить транспортный налог в размере пяти базовых величин – 750 тысяч рублей.
Прохождение техосмотра через каждые два года предусмотрено для авто, с года выпуска которых прошло менее десяти лет, именно их владельцы оплачивают транспортный налог по двойной ставке.
Так как технический осмотр мое авто 2009 года выпуска может проходить один раз в два года, то госпошлина уплачивается по ставке, увеличенной на коэффициент 2, т. е. 1500 тысяч рублей.
Приятное возвращение
Депутат Парламента, член Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Ольга Политико напомнила, что в свое время введение транспортной госпошлины обосновывалось тем, что автовладельцы должны участвовать в финансировании дорожного хозяйства. Половина поступлений, как известно, идет в республиканский бюджет, половина — в бюджеты областей и Минска.
По сведениям инспекции МНС по г. Барановичи, в нашем городе на 1 декабря получено госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении от физических лиц на сумму 23,2 млрд. рублей, от юридических лиц – 6,4 млрд. рублей.
Проектом Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2015 год» предусмотрено, что поступления в республиканский бюджет от транспортного налога будут направлены на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт местных автомобильных дорог, улиц, являющихся продолжением республиканских и местных автомобильных дорог с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием, в населенных пунктах, а также на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт магистральных улиц радиального направления и Минской кольцевой автомобильной дороги.
Как сообщила «Нк» начальник финансового отдела Барановичского горисполкома Елена Данилова, нашему городу в декабре нынешнего года выделено от поступлений за транспортный налог 3,5 млрд. рублей на оплату стоимости строительно-монтажных работ по ул. Чернышевского (от ул. Кооперативной до ул. 50 лет БССР).
Теперь и техосмотр проходить приятнее, ведь понимаешь, что твои деньги пойдут на благоустройство дорог страны и родного города, а значит, в создании современности есть и твой вклад.
По словам инженера по допуску транспортных средств к участию в дорожном движении «Белгостехосмотра» Юрия Карповича, который выдает сертификат о прохождении гостехосмот-
ра автомобиля только после оплаты госпошлины автовладельцем, по истечении года особых возмущений или жалоб на введенную норму нет. Правда, иногда приходится слышать о том, что подобный сбор денег обязательно должен привести к благоустройству дорог.
Кстати
Платежи, подобные госпошлине за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, применяются в разных странах:
США, штат Калифорния – от 70 до 300 долларов ежегодно в зависимости от типа транспортного средства, его года выпуска и стоимости;
Германия – 80–100 евро в год за бензиновый автомобиль, 250–350 евро – за дизельный;
Россия – от 26 долларов (автомобиль мощностью 70 л. с.) до 1400 (300 л. с.). Зависит от мощности автомобиля, срока его использования и общероссийской налоговой ставки, которая сейчас равна 3,5.
По сообщению БелТА от 9 декабря 2014 г., в Беларуси планируется увеличить размер государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении. Это предусмотрено поправками в Налоговый кодекс. Для владельцев легковых автомобилей – в среднем на одну базовую величину. Что касается организаций, то им, согласно законопроекту, в следующем году предстоит платить в среднем на 2 базовые величины больше. Увеличить госпошлину планируется и за прицепы, грузовые автомобили и т.д.
Кроме того, проект закона предполагает 50-процентную льготу по уплате транспортной госпошлины для пенсионеров по возрасту, инвалидов I или II группы, при наличии медицинской справки, подтверждающей их годность к управлению транспортными средствами (за исключением случаев, при которых предусмотрено их полное освобождение от уплаты госпошлины).
Татьяна КАРПИК
Мнение горожан
Александр, автолюбитель:
– Я исправно прохожу техосмотр и, естественно, уплачиваю транспортный налог. Конечно, сумма выходит немаленькая. Но очень надеюсь, что деньги автомобилистов пойду на хорошее дело, нужное и важное для городских дорог. Лично для меня больная тема – дороги на Третьяках, ул. Вильчковского. Кроме латания дыр на проезжей части, на мой взгляд, есть куда потратить наши отчисления, а именно на парковки. В целом, парковочных мест в городе достаточно, однако не хватает стоянки у Центрального рынка, у пусть небольших, но популярных магазинов в центре Барановичей.
Анастасия, оператор АЗС:
– Водитель я, можно сказать, молодой и зеленый. И для меня качество дорог – это, в первую очередь, безопасность. Поэтому, несомненно, жду, что деньги от транспортного налога пойдут на добротный ремонт проблемных улиц Барановичей. Улицы Димит-
рова, Фабричная, Чернышевского, Тельмана, Притыцкого… В общем, есть куда направить деньги. Радует, что с каждым годом таких дорог становится меньше.
Денис, водитель такси:
– Сумма для моего автомобиля круглая. Что поделаешь, такие правила. Считаю, что вырученные деньги обязательно должны пойти только на качественный ремонт дорожной сети города. Пусть лучше делается немного, но так, чтобы на века. По долгу работы приходится проезжать ул. Тельмана по нескольку раз на дню. Очень напряженное там движение, особенно в часы пик. Мечта всех водителей – расширить эту улицу. Вот это было бы событие! Главное, чтобы деньги автолюбителей тратились на нужды дорожной сети города.
С городскими автомобилистами общалась Дарья ДАНЮЩЕНКОВА