С отличием окончив культпросветучилище, в театральный институт она не поступила. Тогда и вспомнила уроки русского языка Зинаиды Сергеевны Овчинниковой, ученики которой знали наизусть почти всего Пушкина. И многих других учителей родной средней школы № 14.
В школе ей было интересно. Только после того как Елена Петровна сама стала профессионалом, она поняла почему:
– Оказывается, учили меня педагоги-новаторы.
Географ Виктор Авдеевич Жебит мог за урок поставить… девять оценок и помнил, за что ученик заслужил каждую. В первые минуты после звонка ребята записывались на пятерки. Если ученик считал, что подготовился наилучшим образом, то заносил свою фамилию в особый список. Его познания неоднократно проверялись у доски и, если в самом деле ответы были достойными, волшебный список иногда позволял получить заветную оценку «автоматом». Если же кто-то пытался этим злоупотребить и попадался на том, что записался неподготовленным к занятию, то мгновенно и надолго терял «клеймо доверия», как в шутку называл Виктор Авдеевич свою технологию. Впрочем, если ученик отвечал на пятерку, но в списке не оказывалось его фамилии, учитель ставил в дневнике четыре: «Не записался, значит, не уверен в своих знаниях».
Учитель математики Иван Евдокимович Пономарев руководил школьным духовым оркестром. А во время классных часов любил пофилософствовать.
– Представьте себе, что ни за 100, ни за 200 лет до вас, ни через миллион лет после вас не будет такого же человека, как вы. Вы – уникальны, – повторяет его слова уже своим ученикам–лицеистам Елена Джурабаева.
Оставили что-то свое у нее в душе и математик Нила Иосифовна Веремейчик, и учитель истории Валентина Павловна Субботина («Отвечать у нее боялись, а слушали затаив дыхание. Но не от страха – так было интересно»), и Зоя Фоминична Латышева. Среди школьного народа она была больше известна, как Зоя Химинична: ученики часами пропадали в ее лаборатории, ставили опыты.
Бывшая ученица, а сегодня учитель русского языка и литературы лицея № 1 Елена Джурабаева пользуется уважением в педагогическом сообществе.
– Энтузиаст, учитель, который никогда не останавливается на достигнутом, человек-мыслитель, – говорит о ней Светлана Сидорович, заместитель начальника отдела образования, спорта и туризма горисполкома. – Имя Елены Петровны знают и в области, и в республике. Написанная ею авторская программа факультатива, по которой, возможно, будут готовиться старшеклассники к централизованному тестированию, сейчас находится на экспертизе в Министерстве образования. Нельзя не добавить, что моя коллега чрезвычайно деликатный человек, отлично ладит с детьми и родителями.
Не верится, но Елена Джурабаева еще сомневалась, правильный ли путь она выбрала, ее ли это дело – кого-то учить! Хотя все: и коллеги, и ученики, и их родители – твердили: «Это ваш путь!», дважды пыталась уйти из профессии. Однако та ее не отпускала.
– Мне снились мои ученики, как они смотрят на меня.
И что-то в душе всякий раз заставляло вернуться. И дальше продолжать эту сложную роль, когда живешь не обычным годом, а учебным, когда не поведешь своего ребенка на первосентябрьскую линейку, потому что надо идти на работу.
…Первый в жизни ее День знаний по праву «принадлежал», вообще-то, старшему брату: именно его, первоклассника, мама собирала в школу. Но сестрёнка вызвалась проводить их до ближайшего поворота. Затем упросила маму и «проводила» до следующего угла, потом до очередного: очень уж любопытно было узнать, что такое школа. Так и попала на линейку.
Первого Дня знаний в ее работе не было: в Самарканде учебный год для Елены Джурабаевой начался в октябре, когда для нее освободилось рабочее место. Именно в далеком Узбекистане, в школе продленного дня, она почувствовала своих учеников почти родными.
– Мой дом находился в десяти шагах от школы, поэтому болеть мне не давали. Ученики тут же, зажав в кулачок яблочко или другой гостинец, мчались проведать учительницу. Однажды, помню, с детской непосредственностью принесли сахару. А уж в гостях они непременно перемеряют мои бусы, туфли. Перед уходом все дружно отправлялись умываться, чтоб мама не увидела, как ребята разрисовали себя косметикой…
Елена Джурабаева с тех пор могла сомневаться в своем призвании, но не в том, что любит детей.
– В любой новый класс я очень быстро влюбляюсь. Уже через неделю мы друзья.
Еще в Самарканде учительница записала на кассету голоса учеников, чтобы спустя годы они услышали себя. Каждый мог говорить, что хотел. Кто-то баловался, а одна девочка сказала так серьезно: – Я люблю свою учительницу. Елена Петровна очень добрая, и у нее всегда рот до ушей.
– Это правда, – улыбается Елена Джурабаева. – Первые морщинки появились у меня вот здесь, – указывает на уголки рта.
Вместе с одиннадцатиклассниками лицея № 1 «Наш край» итервьюирует Елену Петровну.
– Какой он, идеальный ученик, в вашем понимании? – задали лицеисты вопрос.
– Для меня каждый ученик – идеальный. Все вы уникальные. Просто кто-то показывает свой талант, кто-то его прячет.
Елене Джурабаевой удается разглядеть талант. Ее выпускники показывают высокие результаты на централизованном тестировании. Лицеистка Ира Грицевич без репетиторов набрала 95 баллов, выпускник Лука Чепухин – 92, и что ни год, обязательно находятся такие ребята. Не случайность это.
В чем измерить труд учителя? В оценках знаний учеников? Но они могут меняться. Пусть на этот вопрос ответят сами ребята, решил я – и задал вопрос классу.
– В доброте…
– В добрых людях, которых воспитал учитель… – посыпавшиеся ответы ребят ничуть не противоречили, но только дополняли друг друга.
Сколько добрых людей вырастила Елена Петровна, подсчитать будет непросто. Но одну, самую минимальную цифру, можно назвать с полнейшей уверенностью. Вместе с ее учениками выросли трое родных детей. Два сына уже взрослые, нашли свое место в жизни, работают. Младшей, старшекласснице Эмме, выбор сделать предстоит. Возможно, ее профессия будет так или иначе связана с языком – от мамы-филолога ей передалось чутье слова. На областном этапе олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» Эмма заслужила диплом II степени.
– Истина, на которую я равняюсь, с которой я сверяю все свои действия, – это глаза учеников.
На Елену Петровну смотрят глаза нескучающие, пытливые. С любопытством они следят за тем, что происходит у доски, ведь изучение чопорных правил правописания фантазия учителя превращает в настоящее шоу. А что увидите вы, заглянув в глаза учителя Елены Джурабаевой? Я увидел в них искренность чистого совестью человека, не умеющего в жизни притворяться, играть чувства – только проживать.
Есть театр одного актера.
Я наблюдала, и не раз,
Как человек, вживаясь в образ,
Был искренен. И напоказ
Он выставлял чужие мысли,
Чужие горечь и судьбу.
Играл прекрасно! Да вот только,
Увы, не верила ему.
Другое зная состоянье,
Когда всё то, что на душе,
Внезапно вырвется на волю
И в беззащитном неглиже
Всё прикрывается, наивно
Назвавшись именем чужим…
…Мой театр одного актера.
Я – сценарист, актер и мим…
Елена Джурабаева читает наизусть стихотворение современной белорусской писательницы Натальи Батраковой. Потом рукой обводит пространство у доски и говорит:
– Теперь я осознала, что моя сцена здесь. Здесь я и артист, и режиссер, и сценарист. Мой театр одного актера…
Случай из практики
Однажды, когда Елена Джурабаева работала в одной из барановичских школ, к доске вышел отвечать главный в классе «массовик-затейник» всех шалостей. Дети изучали правило «Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий», которое большинству из нас запомнилось триадой исключений «уж, замуж, невтерпеж». Ученик начал ответ с исключений, правда, выдал их в собственной редакции: «Уж не терпится жениться». Выслушать его до конца никто не смог.