Подполковник в отставке Олег Антоненко – личность неординарная. Вся его служба связана с органами госбезопасности и её большая часть отдана военной контрразведке.
В Афганистан Олег Иванович прибыл в 1984-м из Белорусского военного округа. К тому времени, будучи уже майором, он был назначен заместителем начальника 4-го отделения особого отдела КГБ СССР по 40-й армии. В оперативном обслуживании отделения находился 191-й отдельный мотострелковый полк под командованием подполковника Льва Рохлина, с местом дислокации в Газни. Среди военнослужащих место это считалось проклятым – наши войска здесь постоянно несли большие потери, поскольку «духам» удавалось получать информацию практически о всех наших передвижениях в этом районе.
В полк Олег Иванович добирался из Кабула на вертолете и сразу же попал в переплет – отказал один из двигателей. К счастью, неполадку удалось устранить, и до подхода бандитов, которые вскоре появились, вертолет взмыл в небо.
Вникать в обстановку приходилось на ходу, поскольку полк постоянно участвовал в боевых действиях. Хлопот доставляли и местные жители, и афганские военнослужащие из близлежащего полка.
Олег Иванович с грустью вспоминает случай, когда из-за собственной беспечности погибли 12 военнослужащих боевого охранения полка, находившегося на высокогорном плато в паре километров от основной базы.
Продовольствие и боеприпасы им доставляли на БТРах. Часть военнослужащих спускалась с плато без оружия, чтобы забрать доставленное, другие оставались наверху. Когда спустившаяся группа доставляла запасы наверх, следовал условный сигнал, и БТРы уходили обратно в полк. При поднятии наверх делали небольшую передышку.
В тот день всё было как обычно: группа спустилась, забрала припасы, поднялась на плато. Прошло уже достаточно времени, а сигнала нет. Командир группы, прибывшей на двух БТРах, начал волноваться. Ждать дальше не имело смысла, группа снялась с машин и пошла наверх. Первое, что обнаружилось на месте передышки, наши безоружные бойцы, с припасами – все погибли. И наверху картина была такой же.
Как потом выяснилось, частыми гостями у охранения были местные жители. Они нередко поднимались на плато с целью продать нашим военнослужащим различный ширпотреб и мелочевку. Такая ситуация стала обыденной для наших солдат, и они спокойно допускали местных к себе на пост. А в этот день вместе с местными пришли «духи»…
Одно дело собственная беспечность и совсем другое, когда полк несет большие потери, постоянно попадая в хорошо подготовленные засады. Откуда у «духов» информация? Этот вопрос не давал покоя ни командованию, ни тем более контрразведчикам. Вот тут-то и сработал оперативный источник, рассказавший Олегу Антоненко о том, что с нашими военнослужащими частенько общается командир комендантского взвода афганского полка по имени Фарук, а двоим нашим выходцам из Средней Азии он постоянно делает подарки.
Уже в дальнейшем, в ходе разработки, была получена информация, что Фарук попросил двух этих военнослужащих достать пистолеты. Во время их передачи все были задержаны оперативной группой военной контрразведки. В ходе следственных действий удалось установить, что в афганском полку действовала резидентура одной из экстремистских организаций. Возглавлял ее заместитель командира афганского полка по имени Мамат. Интересен и тот факт, что информацию они передавали моджахедам по радиосети открытым текстом. Их радист и радист моджахедов знали очень редкое наречие, которое не знали остальные афганцы, тем более наши переводчики…
Из Афганистана Олег Антоненко вернулся с орденом Красной Звезды. В настоящее время живет и работает в Минске.