Наверх

Судьбоносные «копеечки»

05.10.2012 517 Наш край

Тихо шуршит под ногами золото листвы, взгляд завораживают сполохи рябиновых зарниц, паучки-трудяги вновь старательно развесили повсеместно  белесые струнки бабьего лета…  В который раз героиня моего повествования с восторгом встречает пору «очей очарованье», а все не верится, что школьные и студенческие годы её давно остались за плечами, что выросли свои дети, что без малого сорок лет отдано делу, которому посвятила жизнь. 

Да, летит времечко, навевая необъяснимую осеннюю грусть. А глубоко в душе Алина Марчук по-прежнему чувствует себя беспечной, озорной девчонкой. Мысли часто уносят ее на родную Гродненщину – туда, где в далеком детстве пахло домашним хлебом и парным молоком, где гулко падали в холодную росу  золотистые антоновские яблоки. Они, сочные и перезрелые, и сегодня падают, да некому их поднять – давно опустел и состарился родительский домик в деревне Старина Дятловского района. Не выйдет на порог отец встретить с дороги любимую дочь. Не поругает (а так хочется порой!) мама: «Не отталкивай, Алинка, Костю – он парень надежный. Меня слушай – с ним в жизни не пропадешь!»

– И ведь как в воду смотрела мама – не пропала я, выйдя замуж за своего одноклассника, – вспоминает Алина Яковчик (такую фамилию носила в то время). – Как ни ссорились мы с ним, а остались вместе…

Четыре года в начальной школе в родной деревне пролетели незаметно.

 – Никогда не забуду своего первого учителя Семена Семеновича, – продолжает Алина Брониславовна, – его уроки,  пионерские костры, походы и экскурсии, которые он для нас всегда старался организовать. Весело жили, интересно – всем нам, малышам, жизнь казалась сказкой. 

Дорога в страну знаний для сельской девочки продолжилась в Дворецкой средней школе. Ходили ребята в школу пешком за четыре километра. Зато сколько радости у детворы было, когда на обратном пути их подбирал маленький колхозный автобус-«коробочка».

– Не забыть и любимой учительницы Веры Степановны Кирилловой. В пятом классе она начала вести у нас уроки русского языка и литературы. Сколько лет прошло,– нотка ностальгии звучит в голосе Алины Брониславовны, – а все слышится её голос, как сейчас вижу искорки мудрости и доброты её удивительных глаз. Сколько любви, сколько материнского тепла и заботы ощущали мы, её ученики. Тогда я и решила для себя твердо, что тоже стану учительницей – как Вера Степановна. А когда в десятом классе призналась ей об этом, она даже всплакнула: «Отговаривать не стану, но трудную дорогу ты, девонька, выбираешь в жизни…».

В 70-е годы профессия учителя считалась весьма престижной, и не так просто было даже сильному ученику осуществить свою мечту. Постигла неудача и выпускницу Дворецкой СШ Алину Яковчик. В 1974 году при поступлении в Гродненский пединститут на студенческое место претендовали 11 (!) абитуриентов.

– А мне не хватило одного балла, – рассказывает Алина Брониславовна. – Всего лишь одной «копеечки». Ах, как было обидно! Чтоб не терять времени, пошла на работу в колхоз «Авангард» Вороновского района. Приняли меня в бухгалтерию счетоводом – начислять работникам зарплату. И тут какая-то мистика: составила однажды ведомости, пересчитала цифры раз, второй, третий – не пляшет итоговая сумма. Пошла к бухгалтеру: «У меня одной копеечки не хватает. Никак найти не могу». А бухгалтер улыбнулся: «Видно знаковая она для тебя, та копеечка. Прикрепи ее скрепкой к ведомости и будем считать работу сделанной – пусть бережет свой рубль».

Повторная попытка поступления в Гродненский педагогический закончилась тем же плачевным результатом – Алине снова не хватило одного проходного балла. И только лишь на третий год, закончив предварительно семимесячные подготовительные курсы при пединституте (для зачисления на эти курсы требовался трудовой стаж и успешная сдача вступительных экзаменов при конкурсе  четыре человека на место), Алина Яковчик стала студенткой.

– Не знаю как вы, а я с годами все больше верю в судьбу человека, – на полном серьезе говорит Алина Марчук, заместитель директора гимназии № 4 по учебной работе. – Мы, настроив дерзких планов, расстраиваемся порой какими-то неудачами. А потом вдруг получается, что главной удачи в твоей жизни и не было бы без них – мелких предыдущих неудач. Анализировала как-то прошлое и пришла к выводу, что наверняка иначе бы сложилась моя жизнь, поступи я в институт с первой или второй попытки. За одноклассника Костю, бредившего железной дорогой, у меня бы точно не получилось выйти замуж. А это важное, если не главное звено в моей жизни: надежный муж и отец, мастер на все руки, и профессии своей верен – более 30 лет проработал машинистом локомотивного депо.

Верить в судьбу – это вовсе не значит отдаваться на откуп житейских волн. Окончив успешно в 1980 году институт, А. Марчук (на четвертом курсе сменила-таки фамилию) попросилась в родную Дворецкую среднюю школу – поближе к железной дороге, где работал муж. Ей пошли навстречу. Но так как вакансий не было, предложили должность старшей пионерской вожатой. Алина Марчук согласилась. А через год новоиспеченный филолог начала преподавать русский язык и литературу.

– Лучшие годы! – говорит моя героиня. – Мы не только с ребятами успешно учебную программу осваивали, но и много путешествовали. Москва, Одесса, Нальчик, Ленинград – в каких только городах не побывали! «Вот теперь, Алина Брониславовна, – сказала мне одна ученица, – мы хорошо представляем обстановку вокруг Наташи Ростовой, которая танцевала на балу в этом прекрасном зале»…

На семнадцатом году педагогической деятельности А. Марчук сама возглавила Дворецкую среднюю школу. А в 1999-м, когда мужу выделили квартиру в Барановичах, ей предложили работу в нашей городской четвертой гимназии.

Круг должностных обязанностей Алины Брониславовны достаточно широк. Наравне с преподаванием русского языка и литературы она отвечает за методическую работу с учителями. Этот участок включает организацию учебы и переподготовки педагогов, обеспечение их участия в различных семинарах, конкурсах, конференциях.

Инновационная деятельность – тоже ее участок. Более десяти лет четвертая гимназия является в нашем городе одним из базовых учреждений Министерства образования – на ее базе согласно договору с Академией последипломного образования постоянно проходят апробацию различные проекты учебного процесса.

А. Марчук также контролирует качество преподавания информатики, географии, русского и белорусского языков и литературы в родной гимназии. Является одним из членов комиссии по аккредитации учреждений образований нового типа. Отвечает за работу гимназической библиотеки и оснащение гимназии средствами информатизации. Не отнять и общественных поручений, которые Алина Брониславовна привыкла выполнять так же ревностно, как и свои прямые обязанности. И везде она умудряется успевать.

В активе А. Марчук немало поощрений за добросовестный труд (среди них и грамота Министерства образования), однако с большей охотой и гордостью говорит она об успехах всего коллектива учителей и учеников гимназии. А успехи эти, в которых, несомненно, есть и доля весомого вклада Алины Марчук, действительно впечатляют.

В нынешнем году двое выпускников на централизованном тестировании по математике и химии набрали по 100 баллов – максимально возможное число. Еще двое гимназистов стали победителями республиканской олимпиады по информатике и истории. Средний балл аттестата выпускника по гимназии нынче составил 9,3 балла. В нынешнем году сто процентов выпускников гимназии поступили в вузы и ссузы.

– Я рада, что работаю в коллективе, в котором ученики и учителя чувствуют себя комфортно, – говорит А. Марчук. – Искренне благодарна коллеге Татьяне Петровне Гуревской, оказавшей мне неоценимую помощь на первых порах моего становления в новой должности. Приношу слова признательности педагогам Т. Волк,
 Т. Сидорович, Е. Дударенковой, Л. Дяченко, Н. Сычевской, М. Сыч, И. Садковой, Л. Барбарич, О. Дирша, Н. Коколо, Н. Кухаревич. С ними интересно работать. На них всегда можно положиться. А вместе мы – сила.

– Признайтесь, Алина Брониславовна, что чувствуете себя счастливым человеком, – предложил я в заключение беседы.

– Не скрываю.  Я счастлива своей работой, своей семьей, своими детьми. Кстати, оба мои сына, Павел и Алексей, закончили БГУИР, получили прекрасные специальности, работают в столице в престижной фирме. И внуком с внучкой уже успел младший нас с отцом порадовать. Что ещё надо для счастья?

Сегодня, к слову, у Алины Марчук двойное событие – наравне с профессиональным праздником Алина Брониславовна принимает от коллег и учеников поздравления с днём рождения, причём, с юбилейным! Примите и от «Нашего края» наилучшие пожелания, товарищ Учитель.



  • Мы в социальных сетях: