Позавчера в нашем городе прошел областной семинар по строительству. Подобные занятия для повышения квалификации и общего уровня специалистов практикуются регулярно в разных городах Брестчины.
На этот раз в качестве ключевых объектов изучения и передачи опыта были выбраны не строительные площадки, а предприятия стройиндустрии. Гости посетили заводы «Энергодеталь», ЖБИ, комбинат ЖБК, побывали на строящейся молочно-товарной ферме в Богушах, познакомились с уникальными социальными объектами, которые были построены в Барановичах за последние годы, увидели жилой район Боровки.
Председатель горисполкома Юрий Громаковский, который принимал участие в работе семинара, делился своими мыслями:
– Барановичи по праву называют столицей стройиндустрии республики. Четыре предприятия по выпуску сборного железобетона – заводы ЖБИ и ЖБИ стройтреста № 25, «Энергодеталь» и комбинат ЖБК – не просто входят в этот список, а вносят достойный вклад в промышленный и строительный потенциал Беларуси. Объемы только двух производителей: завода ЖБИ и комбината ЖБК – приближаются к половине объемов производства сборного железобетона среди предприятий Министерства архитектуры и строительства. А вместе с заводом «Энергодеталь» экспортный потенциал трех предприятий в 2013 году составил 42 миллиона долларов – почти четверть всего городского экспорта!
Цифры, конечно, впечатляющие. И самое главное, что сегодня все три предприятия не застыли на месте, а продолжают развиваться. Участникам семинара продемонстрировали разные ракурсы их модернизации. На заводе «Энергодеталь» за счет собственных средств и кредитных ресурсов банков построен и введен новый цех по производству железобетонных центрифугированных стоек опор контактной сети железных дорог, который насыщен технологическим оборудованием немецкого и итальянского производства. Об этом мы подробно рассказывали читателям газеты («Нк», 26 февраля).
Опыт завода ЖБИ интересен тем, что коллектив инвестирует в строительство нового цеха, по сути нового завода, только собственные средства (в 2013-м – 24 миллиарда рублей!) и возводит его хозспособом. Помещение будущего цеха по производству железобетона размером 36х144 метра впечатляет даже человека несведущего. Стройка поражает еще и тем, что вокруг здания, где ведут внутренние работы многочисленные подрядчики, уже выполнено благо-
устройство. Нет ни грязи, ни строительного мусора. Территория не асфальтирована, а уложена плитами, которые выпускают на предприятии. Они могут выдерживать колоссальные нагрузки и прослужат в качестве покрытия гораздо дольше, чем асфальт.
По замыслу директора предприятия Владимира Писаренко первая очередь нового объекта была начата в 2010-м, когда на месте старого полигона стали строить бетоно-смесительный узел. В 2011-м он заработал, а в феврале 2013-го здесь приступили к строительству цеха. Владимир Писаренко уверяет, что в нормативный срок строительства они уложатся, и уже в апреле здесь начнут выпускать продукцию.
Зачем Писаренко замахнулся на такую стройку, особенно в нынешних непростых условиях? Владимир Егорович приводит несколько аргументов: во-первых, теснота (на заводе ЖБИ пять пролетов по 110 метров, тогда как на комбинате ЖБК – семь пролетов по 144 метра); во-вторых, появится возможность увеличить объемы производства, выпускать новую, экспортоориентированную продукцию, добиться лучшего качества, создать новые рабочие места, значительно улучшить условия труда. При запуске нового цеха здесь планируют останавливать старые пролеты и постепенно их ремонтировать.
С новым цехом специалисты предприятия связывают надежды на увеличение объемов экспорта. В прошлом году его удельный вес составил 50%, в будущем эту цифру намерены довести до 60–65%. Среди нового ассортимента, который уже востребован на рынке, стеновые трехслойные панели – пока их начал делать только завод ЖБИ, новые типы колонн.
Среди постоянных потребителей продукции завода Владимир Писаренко называет компании «Табак-инвест» (она строит магазины «Корона»), «Евроторг». Качеством бетона они очень довольны. «Сколько продукции отгружаете?» – задаю этот вопрос руководителю. Владимир Писаренко не медлит: «Сколько делаем, столько и отгружем».
На территории привлекла еще одна техническая новинка – фронтальный погрузчик «Мустанг» американского производства. Его завод тоже приобрел за свои деньги. Благодаря нескольким насадкам, которые меняются, машина раздалбливает старый бетон, дробит его на мелкие фракции. Эта смесь используется для подсыпки улиц.
На комбинате ЖБК участники семинара с интересом следили за процессом производства железобетонных опор линий электропередачи, которые начали здесь выпускать в 2013 году на новой технологической линии. Модернизация производства была проведена на существующих площадях.
В прошлом году, рассказал директор предприятия Виктор Дичковский, было выпущено 166 тысяч м3 сборного железобетона. Примечательно, что опоры линии электропередачи – продукция экспортоориентированная, приносящая комбинату весомую валютную выручку. Экспортные поставки только за два месяца нынешнего года возросли и пополнили копилку предприятия на 2 миллиона 700 тысяч долларов. Удельный вес экспорта в этом году приблизился к 60%. А главный показатель работы коллектива – уровень заработной платы. Даже сейчас, не в самых благоприятных условиях, за февраль на комбинате ЖБК средняя зарплата составила 6,5 миллиона рублей.
На это обратил внимание и заместитель председателя облисполкома Виктор Саковский, общаясь с журналистами. Он был удовлетворен достижениями предприятий стройиндустрии Барановичей, тем, как они динамично развиваются, модернизируются, как ищут новые ниши. Поделился Виктор Саковский и общими впечатлениями от увиденного:
– Последний раз я был в Барановичах два года назад. Город приятно удивил. Порядок, чистота, благоустроенные улицы. Поэтому огромная благодарность жителям и руководству Барановичей за то, что они делают. Понравился ваш новый жилой микрорайон Боровки – яркий пример того, как можно качественно строить жильё при сравнительно минимальных затратах. А вот в качестве пожелания хочется видеть в этом районе больше детских площадок и зелени. Думаю, на субботниках и во время проведения месячников горожане эти недостатки исправят.