Наверх

Стратегия Игоря Талашкевича

27.11.2013 407 Наш край

С 3 июня 2013 года комбинат пищевых продуктов находится в процедуре санации, то есть финансового оздоровления.

Как проходит этот непростой период на предприятии, каковы перспективы коллектива – антикризисный управляющий Игорь Талашкевич на заседании горисполкома представил подробный анализ сложившейся ситуации.

Санация

Так всё же почему предприятие попало в санацию? Этому положению способствовал ряд причин, которые озвучил Игорь Талашкевич. Как ни парадоксально, отсчет они берут с 2009 года.  С того момента, когда на комбинате пищевых продуктов заработал цех по производству соков.

Казалось бы, рынок охотно примет вкусную натуральную продукцию, но нет, этого не случилось из-за стратегических просчетов. Технологические линии были настроены только на выпуск продукции в ПЭТ- и стеклянную бутылку. В ПЭТ-бутылку соки вообще не разливали, а стеклянную тару (хотя это самая экологически чистая упаковка) не принял рынок – там уже давно и прочно обосновались соки в тетрапаках. Склады предприятия оказались затарены питательной продукцией. Правда, в следующем, 2010-м, их очень быстро разгрузили, снизив цену,  но за счет этого предприятие потеряло оборотные средства. В 2011-м комбинат не смог заготовить достаточного объема сырья, а в 2012-м, по выражению Игоря Васильевича, предприятие практически потеряло управление: не уплатило налоги и перешло на товарообменные операции. В обмен на сахар КПП поставил Городейскому заводу 600 тонн яблочного пюре – эта сделка была крайне невыгодна предприятию, однако другого выхода не нашли. А тут и рост акцизов на вино-водочные изделия подоспел. Казалось бы, на руку производителю, но комбинат платит акциз по факту отгрузки. Таким образом, на предприятии окончательно были вымыты оборотные средства.

В феврале 2013-го Хозяйственным судом Брестской области было открыто конкурсное производство по комбинату пищевых продуктов. Долги поставщикам составили 2,7 миллиарда рублей, предприятие попало в реестр кредиторов. И уже никто не хотел работать с ним по методу отсрочки платежа.

Усугубило ситуацию применение к предприятию в декабре 2012 года  повышающих коэффициентов по расчетам за энергоносители. И сырья для производ-ства не было. Таким образом первый квартал 2013-го комбинат не работал.

Руководству надо было, во-первых, договориться с поставщиками сырья об отсрочке платежей, что удалось быстро решить, и, во-вторых, утрясти проблемы  с расчетами за энергоносители. Последнего пока не добились.

Свою деятельность на посту антикризисного управляющего Игорь Талашкевич, который только-только успешно завершил санацию на швейном производ-стве в Бресте, начал с анализа рынка. И вот какую стратегию выработал вместе со специалистами, изучив потребности рынка и возможности комбината пищевых продуктов.

Соки – в стекле под чужим брэндом

Для сокового производства предполагалось приобрести оборудование для фасовки продукта в тетрапаки. Но где взять деньги? Поэтому эту идею специалисты отклонили, остановившись все же на прежней – разливать соки в стеклянную бутылку.

Между тем партнеры по внешней торговле – россияне, казахи – требуют, чтобы на стеклянной бутылке был термоусадочный колпачек. Автомат за 480 миллионов рублей для установки колпачка для безденежного предприятия – неподъемен. Выход нашли: сами изготовили приспособление, затратив всего  20 миллионов.

На соковом производстве выпускают джемы, повидло, конфитюры в банки объемом 0,45 литра. Рынок диктует другие потребности – и на комбинате нашли возможность переоборудовать существующую линию под розлив сладких продуктов в банки емкостью 0,33 литра и 0,25. Эта работа обошлась примерно в 200 миллионов рублей. 

Понятно, что все эти рационализаторские находки – от безденежья. А с другой стороны, подчеркнул председатель горисполкома Юрий Громаковский, это хозяйский подход.

Так, хотели продать линию по розливу в ПЭТ-бутылку, но она никому не показалась интересной. Поэтому на комбинате  решили переоборудовать её под розлив в стеклянные бутылки, если будет такая необходимость. Но это уже – планы 2014 года, на реализацию которых необходимо 65 тысяч евро.

Еще один разумный подход: планы сокового производства сейчас формируют таким образом, чтобы переналадка оборудования под розлив в разные емкости происходила не в рабочие, а в выходные дни. А это сокращает простои и потери, а значит, экономит так нужные коллективу средст-
ва.

По словам Игоря Талашкевича, дальнейший выпуск барановичских соков под собственным брэндом – перспектива туманная, потому что рынок очень насыщен, конкуренция серьезная. А вот под чужим – перспектива хорошая. Особенно для березового сока, который интересен на российском рынке как своего рода белорусский брэнд.

– Для нас это выгодно, потому что загрузим производство, которое сейчас работает на 46% мощности, и получим валюту, – уверял антикризисный управляющий.  – Сами в сети не пробьемся, даже на белорусском рынке это сделать сложно, а на российском – невозможно. За четыре последних месяца мы уже отгрузили три машины с березовым соком на 1 миллион 200 тысяч российских рублей.

Важная позиция – кофейные напитки

Итак, с одним стратегическим направлением, куда двигаться комбинату пищевых продуктов дальше, определились,  – выпускать соки под чужой маркой. Еще один важный вектор – делать ставку на производство кофейного напитка. Это производство – уникально, кофейные напитки производят в Польше, Украине и России, под Санкт-Петербургом. Однако оборудование 1998 года сильно изношено, опять-таки из-за отсутствия средств его не ремонтировали и не обслуживали как следует. По выражению Игоря Талашкевича, «оно в прямом смысле слова сыпется». Из-за такой поломки цех по производству кофейного напитка простоял более полугода и потерял рынок сбыта. Нишу заняли производители аналогичного продукта из Польши («Инка») и Санкт-Петербурга. Теперь договориться с прежними крупными покупателями о поставках чрезвычайно сложно, пока идут многомесячные переговоры. Есть несколько мелких покупателей, они берут наш напиток на пробу.

Барановичский продукт по качеству лучше питерского и идет наравне с польской «Инкой». Пользуясь этим преимуществом, производитель попытался было поднять цену на свой товар, однако оказался неконкурентен на рынке именно в ценовом сегменте. Хотя двум российским партнерам кофейные напитки отгружают по новой цене. 

Если бы не многочисленные проблемы с оборудованием, сегодня цех мог бы выйти на проектную мощность – 1 000 тонн напитка в год. Во всяком случае, так утверждали немецкие специалисты, устанавливая здесь свое оборудование. В 2009-м на комбинате  выпустили 560 тонн напитка.

Ситуацию пытаются менять. Заказана градирня, закупают монометры, смотровые стекла, меняют насосы, датчики радиоактивных отходов. Всё это позволяет экономить затраты на энергоносители, сокращает потери энергии и зерна.

Настоящую изюминку в производстве кофейных напитков барановичские специалисты открыли, начав фасовать напиток в мелкую, 150-граммовую, упаковку. Особенно актуален и высокорентабелен такой продукт сейчас. Если стоимость одного килограмма кофейного напитка в большой таре – 20 тысяч 600 рублей, то цена такого же килограмма в мелкой упаковке вырастает до 53 тысяч, то есть это уже продукт с высокой добавленной стоимостью. Причем аналогичной продукции на рынке больше нет.

От старых шелестящих 150-граммовых пакетиков на предприятии отказались, и кофейные напитки будут фасовать в современную упаковку с донышком. Уже объявлен тендер на покупку фасовочной машины.

В инновационный фонд от комбината пищевых продуктов подана заявка на дальнейшую модернизацию кофейного производства. Если она будет удовлетворена, то здесь смогут выпускать до 760 тонн уникального продукта в год.

Консервы, вино – вчерашний день?

Да, утверждает антикризисный управляющий. Потребление консервов заметно сокращается, в то же время растет спрос на мороженые овощи, полуфабрикаты. Поэтому вкладывать огромные средства в модернизацию консервного производства на улице Пионерской нецелесообразно, так же, как и переводить его на основное. Хотя это – единственный участок предприятия, который работает рентабельно. Из-за чего? Из-за большой доли ручного труда и хорошего коллектива, который там сложился.

 Здание по Пионерской, построенное в 1946 году, уже стало разрушаться. Полностью отработали срок отопительные котлы. Поэтому принято решение работать здесь до выхода из строя старых котлов. Более 30 специалистов будут трудоустроены на основном производстве: «Работы всем хватит».

Не видит Игорь Талашкевич целесообразности и в том, чтобы вкладывать средства в винное производство. «Цех очень запущенный, требуется более 2 миллиардов рублей, чтобы поддерживать оборудование в работе. Рынок плодово-ягодных вин сокращается, себестоимость продукции у наших конкурентов ниже. Зачем такое производство?».

В Вольно, где находится этот участок, пока купили бэушный автомат розлива вина. Виноматериала там хватит на два года работы. А потом производство предполагается закрыть. Компенсировать объемы выпуска вина (сегодня вино дает половину выручки предприятию) хотя и сложно, но возможно за счет соков и кофейных напитков.

Таковы планы антикризисного управляющего, которые поддержал и председатель горисполкома Юрий Громаковский. Игорь Талашкевич убежден и в том, что комбинат пищевых продуктов реально может выйти на рентабельность продаж к концу года. Если в начале 2013-го она составляла минус 10,3%, то уже в октябре – минус 2,7%. Сейчас, по его словам, идут хорошие отгрузки.

Есть надежда, что поднимется и заработная плата у работников предприятия. Пока же её невысокий уровень – 2 миллиона 300 тысяч рублей за октябрь – превышает темп роста производительности труда.

По законодательству на процедуру санации отводится 18 месяцев. Для комбината пищевых продуктов санация продлится два срока.



  • Мы в социальных сетях: