Наверх

Ставка в Барановичах. 1914- 1915 годы (дополнено)

13.08.2014 1704 Наш край

14 августа исполняется 100 лет с начала  работы.

«Если мы с великою благодарностью вспоминаем каждую пядь земли, запечатлённую некогда славным подвигом, каждую стоянку наших полководцев, то, несомненно, наименование «Ставка Верховного Главнокомандующего» займёт в сознании нашего народа почётное место».

 

Д. Дубенский. Его Императорское Величество Государь Император Николай Александрович в действующей армии. Сентябрь–октябрь 1914 года.

К сожалению, того, что почти век назад казалось несомненным автору приведенных выше строк, не произошло – в Барановичах, где Ставка Верховного Главнокомандующего находилась в течение всего первого года войны 1914–1918 годов, нет ни одного памятного знака, посвящённого этому событию. Среди причин такого отношения к наиболее выдающейся странице местной истории можно назвать и то, что жители города до сих пор не знают точно, какие места в нём связаны с пребыванием Ставки.

Перед нами – уникальные документы, относящиеся к периоду Первой мировой войны, к тому времени, когда в Барановичах, тогда крупном местечке Минской губернии, находился высший орган полевого управления вооружёнными силами Российской империи, называемый Ставкой Верховного Главнокомандующего. Фотографии, иллюстрирующие события, связанные с приездами в Барановичи Николая II, последнего российского императора, и план Ставки, изготовленный её топографами в 1915 году.

На плане можно видеть не только основные объекты Ставки (дом управления генерал-квартирмейстера и места, отведённые для стоянки поездов императора и Верховного Главнокомандующего), но и отдельные элементы инфраструктуры железнодорожной бригады, которая до начала «германской», как её называли в России, войны дислоцировалась в районе станции Барановичи-Полесские. Среди них – участок полигонной железной дороги и довольно-таки обширная низина, в которой находилось стрельбище. Объекты, которые дают основания предположить, что с помощью плана 1915 года совсем не трудно определить местонахождение Ставки – лишь наложи этот план, приведя его к соответствующему масштабу, на карту Барановичей с путевым хозяйством железнодорожной бригады и низиной и отмечай места, где располагались объекты, связанные со Ставкой…

Именно таким при первом знакомстве с копией старого плана и представился мне путь решения проблемы, связанной с уточнением местонахождения Ставки, о которой тогда было известно лишь то, что она в течение первого года войны находилась в Барановичах, где-то в районе городка железнодорожной бригады. Наконец-то, подумалось, мы узнаем точное место, откуда с августа 1914 по август 1915 годов Верховный Главнокомандующий руководил действиями вооружённых сил Российской империи. Место, где решались судьбы миллионов людей, где бывало множество персон, оставивших в истории страны заметный след: и российский император, и ряд представителей дома Романовых, и высшие военные и придворные чины, и министры…

В действительности же оказалось, что всё не так просто – о карте Барановичей, на которую была бы нанесена полигонная ветка железнодорожной бригады, в то время можно было лишь мечтать…

Из тупика, в котором я находился довольно долго, выход нашёлся совершенно неожиданно. И было это связано с фактом причисления Николая II и его семьи к лику страстотерпцев, произведённого Поместным архиерейским собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года. Когда я услышал об этом, вспомнил о своих давних попытках определить местонахождение Ставки, к сожалению, безуспешных, и решился ещё на одну – ведь, думалось, надо же знать места, связанные с человеком, отнесённым к сонму святых.

Однако картой с железными дорогами, которые в начале минувшего века были на территории Барановичей, я по-прежнему не располагал. Рассматривая, уж не знаю в который раз, план 1915 года, подумалось: а нет ли на нём ещё чего-нибудь, кроме этих дорог, что могло бы стать основой для поиска? Почему бы не присмотреться к вот этим прямоугольникам, которые, по всей видимости, обозначают какие-то строения, к грунтовым дорогам?

И присмотрелся. Учитывая углы между объектами, которые были запечатлены картографами Ставки, сравнил их план с картой современного города, с районом, где когда-то располагалась железнодорожная бригада, и пришёл к выводу, что кое-что из запечатлённого на старом плане (грунтовые дороги, один из участков железнодорожной ветки с навесом поезда Верховного Главнокомандующего, проезды между бараками) сохранилось, превратившись в улицы.

Это наблюдение оказалось очень существенным – оно позволило привязать план 1915 года к карте нынешнего города.

В качестве карты-основы я выбрал тогда план Барановичей, выпущенный в 1984 году Главным управлением геодезии и картографии при Совете Министров СССР. Как наиболее точный – ведь он имел гриф «для служебного пользования». Ну а в качестве плана 1915 года я тогда почему-то не сомневался.

Совмещение карт привело к долгожданному результату – наконец-то, на современную карту города в районе улицы Свердлова (между улицами 8 Марта и Малаховской) можно было нанести значки, обозначающие местонахождение объектов, которые военные топографы, работавшие когда-то над своим планом, объединили в понятие «Ставка Верховного Главнокомандующего».

Тогда же, в двухтысячном, я поделился результатом проделанной работы с читателями «Нашего края» – я был уверен, что тайна Ставки разгадана, и мы, наконец, можем сказать, что знаем, где она располагалась в течение первого года Первой мировой войны.

Оказалось, однако, что то ли из-за качества плана 1915 года, то ли из-за искажения его, допущенного при фотокопировании, полученный результат не был безупречным: местонахождение интересовавших меня объектов оказалось чуть сдвинутым к югу от места, где они когда-то находились…

К сожалению, это открылось мне спустя годы, когда я познакомился с множеством ранее недоступных материалов, связанных с прошлым города. В том числе и с картой Барановичей, на которой были и полигонная ветка железнодорожной бригады, и пути, проложенные при обустройстве Ставки.

Благодаря этой карте, показывающей, какой была интересующая нас территория в конце 1910-х годов, удалось обнаружить упомянутые выше погрешности в расчётах, произведённых в 2000 году, и продолжить работу по уточнению мест в Барановичах, связанных с деятельностью Ставки Верховного Главнокомандующего.

19 июля (1 августа по новому стилю) 1914 года Россия, частью которой была в то время и территория нынешней Беларуси, вступила в войну, вошедшую в историю как Великая или Первая мировая. В тот день Германия объявила ей войну (Россия до февраля 1918 года жила по юлианскому календарю, поэтому в статье на первом месте стоит дата, которая употреблялась в стране в описываемое  время, а в скобках – дата по новому стилю).    

Этому предшествовали следующие события: 

15 (28) июля 1914 года австро-венгерское правительство, не удовлетворившись ответом Сербии на свой ультиматум, вызванный убийством в Сараево наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца-Фердинанда, объявило войну этой небольшой балканской стране. Белград, её столица, был  подвергнут  массированному артиллерийскому обстрелу;

16 (29) июля в России, которая решила вступиться за Сербию, была объявлена мобилизация военных округов, граничащих с Австро-Венгрией. В тот же день царь утвердил «Положение о полевом управлении войск в военное время», определявшее структуру Ставки Верховного Главнокомандующего и обязанности её чинов; 

17 (30) июля в стране была объявлена всеобщая мобилизация;  

18 (31) июля германское правительство  потребовало от России прекратить мобилизацию до 12 часов следующего дня, пригрозив ей, в случае невыполнения этого требования, началом  собственной мобилизации.

Царское правительство не только не выполнило требований этого ультиматума, но и не ответило на него, и Германия, которая давно уже, готовясь к войне, проводила скрытую мобилизацию, объявила России войну.

Буквально за несколько часов до этого Николай II назначил Верховного Главнокомандующего, о чём свидетельствует одна из записей в его дневнике, датированная 19 июля (1 августа по новому стилю) 1914 года: 

«После завтрака вызвал Николашу (так по-домашнему государь называл Великого князя Николая Николаевича, своего дядю) и объявил ему о его назначении Верховным Главнокомандующим впредь до моего приезда в армию.  

/…/ В 6 1/2 поехали ко всенощной. По возвращении оттуда узнали, что Германия нам объявила войну».

Следующая запись, касающаяся Верховного, была сделана царём 31 июля (13 августа по новому стилю): «Утром простился с Николашей, Петюшей и Кириллом, уезжающими ночью в армию».   

По всей видимости, на следующий день Верховный Главнокомандующий прибыл в Ставку, которая к тому времени уже обосновалась в Барановичах, – во всяком случае, первым августа (по новому стилю – четырнадцатым) 1914 года датировано подписанное Николаем Николаевичем воззвание «К польскому народу», ставшее первым документом Верховного Главнокомандующего, появившимся в печати.

Думается, совсем не случайно при выборе места для Ставки жребий пал на Барановичи. Этому могли способствовать многие факторы – и то, что Барановичи находились в узле железных дорог и были связаны благодаря этому со многими районами страны. И то, что они, хоть и были тогда довольно-таки крупным местечком Минской губернии, не были городом с обычными для таких поселений соблазнами. И то, что они были хорошо известны военному ведомству в силу близости Скобелевского лагеря, в который, находившийся в районе ст. Лесная, в предвоенные годы выезжали на летнее время из прилегающих районов до 11 тысяч военных. И то, что в них имелась инфраструктура, способная обеспечить деятельность Ставки, – множество построек различного назначения и хорошо организованное путевое хозяйство. 

 Возникновение упомянутой инфраструктуры связано с реорганизацией железнодорожных войск Российской империи, начатой по инициативе военного ведомства в середине 1880-х годов. Как свидетельствует Положение, разработанное Военным Советом, суть её заключалась в переводе этих войск на бригадную организацию: 

«1) железнодорожные батальоны содержать по новым увеличенным штатам, 2) свести 2, 3 и 4-й железнодорожные батальоны в одну железнодорожную бригаду, организовав бригадное управление».

31 декабря 1885 года это Положение было утверждено Александром III, и в тот же день оно легло в основу приказа военного министра № 206, начавшего новую ступень в развитии железнодорожных войск страны, – в 1886 году в исполнение этого приказа была сформирована первая российская железнодорожная бригада, Барановичская.   

С ней-то и связано строительство множества объектов, предназначенных для обеспечения проживания и обучения почти двух тысяч солдат-железнодорожников, эксплуатации и ремонта соответствующей техники. Были построены  казармы, церковь, семикилометровая полигонная ветка с несколькими станциями, паровозное депо, поворотный круг, мастерские, склады и многое другое, что обошлось казне в огромную, по тем временам, сумму – 311 000 руб-лей (по состоянию на 1890 год).

О том, как выглядели те или иные объекты железнодорожной бригады, дают представление многочисленные открытки, которые выпускались в Барановичах в предшествующее войне десятилетие. А о том, как выглядел район, в котором они находились, свидетельствует карта, о которой мы уже вспоминали (см. «Наш край» за 13 августа). На ней запечатлено местонахождение кольцевой полигонной ветки и военного городка, расположенного вокруг небольшой площади.  

Оценивая эту карту, нельзя не отметить некоторую схематичность в показе путевого хозяйства района, примыкающего к станции, – карта, давая представление о границах территории, освоенной 1-й российской  (Барановичской) железнодорожной бригадой, о характере местности, по которой проложена полигонная ветка, о логике организации движения по ней, тем не менее, не показывает множества вспомогательных путей, которые в то время имелись на территории, «окольцованной» дорогой-полигоном.

Но об этом – позже.    

Пока же, познакомившись с тем, как выглядел когда-то район, прилегающий к станции Барановичи-Полесские, согласимся с теми, кто сто лет назад выбрал это место для размещения Ставки Верховного Главнокомандующего вооружёнными силами российской империи.

О том, как выглядела Ставка Верховного Главнокомандующего в то время, когда она находилась в Барановичах, можно судить по целому ряду источников. Среди них – и уже знакомый нам план 1915 года, и дошедшие до нас фотографии и фрагменты киносъёмки, и ряд свидетельств, оставленных в мемуарах и дневниках участниками событий, происходивших в то далёкое время.

Познакомимся с некоторыми из них.

«…То, что называется Ставкой, представляет собою участок железнодорожного полотна, на котором стоят вагоны разных классов.

Кругом немногочисленные здания, бараки одного из лагерных расположений инженерных войск, в которых находятся некоторые отделы и управления Штаба Верховного Главнокомандующего».

Так описал Ставку в книге «Его Императорское Величество Государь Император Николай Александрович в действующей армии. Сентябрь-октябрь 1914 года», выпущенной в Пет­рограде в начале 1915 года, чиновник канцелярии Министерства Двора генерал-майор Д. Дубенский, который сопровождал Николая II в его поездках в действующую армию.

А вот какой она запомнилась священнику Георгию Шавельскому:

«Местом для Ставки Верховного Главнокомандующего было избрано местечко Барановичи Минской губ., как пункт центральный, спокойный и весьма удобный для сообщения и с фронтом, и с тылом. /…/  Барановичи – большой железнодорожный узел с двумя станциями.   /…/ На южной окраине местечка, у самой станции – «железнодорожный городок». Здесь в мирное время была стоянка трех железнодорожных батальонов. Посреди этого городка, на углу небольшой площади, стояла железнодорожная церковь.

…Чины штаба Верховного Главнокомандующего размещались в двух поездах. В первом поезде помещались: сам Верховный Главнокомандующий с состоящими при нем генералами и офицерами, начальник штаба, генерал-квартирмейстер, я и военные агенты иностранных держав. Во втором – все прочие.

Верховный Главнокомандующий, начальник штаба и генерал-квартирмейстер имели особые вагоны; прочие пользовались отдельными купе, исключая ген. Ронжина и Кондзеровского, которые вдвоем занимали вагон во втором поезде, и полк. Балинского, казначея двора великого князя, с инженером Сардаровым, начальником поезда великого князя, которые также вдвоем жили в отдельном вагоне первого поезда. Канцелярии разместились в железнодорожных домиках; генерал-квартирмейстерская часть – в домике против вагона Главнокомандующего. Поезд великого князя стоял на западной окраине железнодорожного городка, почти в лесу. Пили чай, зав­тракали, обедали в вагонах-столовых». (Шавельский Георгий. Воспоминания последнего Протопресвитера Русской Армии и Флота. Том 1). 

 «…Ставка Верховного Главнокомандующего расположилась в небольшом белорусском городе Барановичи (неточность – Барановичи в описываемое время были местечком Минской губернии России. – Авт.).

Поезд Николая Николаевича состоял из шести вагонов, взятых /…/ из экспресса Nordic Express, который до войны курсировал между Петербургом и Берлином. В нём кроме Верховного Главнокомандующего жили начальник штаба, генерал-квартирмейстер, пресвитер, представители союзных держав и чины свиты.

Другой поезд из семи вагонов располагался в шагах восьмистах от поезда великого князя. В нём жили штабные офицеры и денщики». (Кондзеровский П.К. В Ставке Верховного. Воспоминания дежурного генерала при Верховном Главнокомандующем. Государь на фронте. Воспоминания.  М., 2012).

А вот что можно прочесть в письме, которое Николай II написал 22 сентября (5 октября) 1914 года, в первый день своего первого приезда в Ставку, императрице Александре Фёдоровне:

«Нынче утром в 10 часов я присутствовал на обычном утреннем докладе, который Н. (здесь и ниже – Николай Николаевич, Верховный Главнокомандующий. –  Авт.) принимает в домике как раз перед своим поез­дом от своих двух главных помощников, Янушкевича и Данилова. Оба они докладывают очень ясно и кратко. Они прочитывают доклады предыдущего дня, поступившие от командующих армиями, и испрашивают приказов и инструкций у Н. насчет предстоящих операций. Мы склонялись над огромными картами, испещренными синими и красными черточками, цифрами, датами и пр. По приезде домой я сообщу тебе краткую сводку всего этого. Перед самым завтраком прибыл генерал Рузский, бледный, худощавый человечек, с двумя новенькими Георгиями на груди. Я назначил его генерал-адъютантом за нашу последнюю победу на нашей прусской границе – первую с момента его назначения. После завтрака мы снимались группой со всем штабом Н.

Утром после доклада я гулял пешком вокруг всей нашей Ставки и прошел кольцо часовых, а затем встретил караул лейб-казаков, выставленный далеко в лесу. Ночь они проводят в землянках – вполне тепло и уютно. Их задача – высматривать аэропланы. Чудесные улыбающиеся парни с вихрами волос, торчащими из-под шапок. Весь полк расквартирован очень близко к церкви в деревянных домиках железнодорожной бригады».

 11 (24) июня 1915 года, в самом начале своего последнего визита в Барановичи, Николай II написал в своём дневнике:

 «11-го июня. Четверг.

Встал в 9 час. очень жарким утром. Занимался чтением. Днем за Минс­ком попали в освежающий дождь. В 4.45 приехал в Барановичи Александр[овской] ж. д., где в поезд сел Н. Доехал до Ставки в 5 1/2. Здесь для поезда устроен навес. В роще напротив поставлена палатка – столовая, где мы и обедали; рядом кухня в деревянном бараке. После обеда был короткий общий доклад».

Завершаем главу, основанную на материалах, «полученных» от очевидцев, тем, как выглядела Ставка, в дни приездов в Барановичи Николая II.

 В такие дни, а их было около шестидесяти (император с конца сентября 1914 года по конец июня 1915 десять раз приезжал в Барановичи), в расположении Ставки, которая в это время называлась Царской, появлялись два дополнительных поезда. Императорский, который по свидетельству Д. Дубенского был синего цвета, и поезд, который обычно сопровождал поезд  Николая II в его поездках «в действующую армию».

К сожалению, описанием царского поезда, относящимся к 1914-1915 годам, мы не располагаем. Однако, думается, представить его вполне можно по более позднему, относящемуся к 1917 году. Оно сделано

А.А. Мордвиновым, флигель-адъютантом, который сопровождал Николая II в феврале 1917 года в его последнюю поездку в Ставку, находившуюся тогда в Могилёве. Вот что написал он о поезде императора: 

«Императорский поезд был невелик. Он состоял в центре из вагона Его Величества, где находились спальня и кабинет Государя; рядом с этим вагоном был, с одной стороны, наш «свитский» вагон из восьми отделений, а с другой – вагон-столовая, с отделением салона для приёмов. Далее шли кухня с буфетом, вагон, где помещалась Военно-походная канцелярия, и последний служебный вагон, где помещались железнодорожные инженеры и начальник той дороги, по которой приходилось следовать поезду».

 

Описания событий, связанных с пребыванием в Барановичах Ставки Верховного Главнокомандующего, оставленные их участниками, фотографии и фрагменты кинохроники, запечатлевшие некоторые из этих событий и некоторых из их участников, картографические материалы, показывающие, каким было и каким стало поселение, в котором происходили упомянутые события, дают возможность не только «увидеть» отдельные объекты Ставки, но и попытаться представить район, в котором размещался со своим штабом высший руководитель армии России, участвовавшей в Первой мировой войне.

И даже больше – попробовать отметить на карте сегодняшнего города места, связанные с пребыванием Ставки. Тем более что до нас дошёл уникальный документ – план «Ставка Верховного Главнокомандующего в м. Барановичи», исполненный военными топографами в 1915 году.  

Он, правда, даёт представление лишь о местонахождении поездов Верховного Главнокомандующего,  императора и дома, в котором размещалось управление генерал-квартирмейстера. По всей видимости, только эти объекты и ассоциировались в сознании исполнителей плана с понятием «Ставка Верховного Главнокомандующего» – они, очевидно, основывались на старинном толковании термина «Ставка», обозначавшего стоянку полководца.   

Мы же, исходя из представления о Ставке Верховного Главнокомандующего как об органе высшего управления войсками в годы Первой мировой войны, включавшего в себя и Верховного Главнокомандующего, и его штаб с рядом отделов и управлений, расширим её границы. К тому, что запечатлено на плане, добавим территорию, на которой находились не отмеченные топографами объекты, обеспечивавшие полноценное функционирование Ставки. Вплоть до таких, как военно-походная церковь, площадь и вокзал, где проходили богослужения, смотры войск, встречи и проводы приезжавших в Ставку, то есть мероприятия, бывшие неотъемлемой частью деятельности этого органа.

Для этого обратимся к упомянутому плану, сориентировав его для более привычного восприятия так, чтобы север был вверху, а юг – внизу.

На плане запечатлена территория, которая находилась, как мы установили ещё в 2000 году (см. «Наш край» от 4.10.2000 г., стр. 1, 3), в южной части района, прилегавшего к станции Барановичи-Полесские и окружённого полигонной веткой железнодорожной бригады.

 

Из нескольких строений, имеющихся на плане, подписано только одно – дом, в котором находился штаб Верховного Главнокомандующего. Правда, подписан он как «Дом Управления генерал-квартирмейстера». По названию находившегося в нём управления штаба Верховного. Кстати, важнейшего – оно  решало задачи по стратегическому планированию и руководству всеми вооружёнными силами страны на фронтах войны.

В непосредственной близости от этого дома проходила железнодорожная ветка. На ней – место стоянки поезда Верховного Главнокомандующего, подписанное на плане как «Навес поезда Верховного Главнокомандующего». Интересно, что навеса, определившего это название, на фотографиях, имеющихся в нашем распоряжении, нет, что свидетельствует о том, что, в отличие от навеса над местом стоянки императорского поезда, сооружённого в начале лета 1915 года, его на самом деле не было. Всё оборудование этого места сводилось к снабжению его сходнями, тротуарами, скамейками, беседкой и пр. 

Участок с домом управления генерал-квартирмейстера, вытянувшийся вдоль ветки, был обнесён почти двухметровым забором с несколькими калитками и воротами, охраняемыми часовыми. С восточной стороны к нему прилегал окружённый грунтовой дорогой участок с тремя железнодорожными ветками, расходившимися от одной, подходившей с северо-запада. На первой из них, ближайшей к дому управления генерал-квартирмейстера, находилось место стоянки поезда императора.  

На некоторых фотографиях, запечатлевших царский поезд, можно увидеть вагоны, стоящие на соседней ветке. Вполне возможно, что это поезд, который обычно сопровождал императорский во время выездов Николая  II в действующую армию.

К сожалению, на плане нет ничего, что проливало бы свет на назначение неподписанных строений.  А ведь и в них, особенно в тех, что находятся в верхней части плана, могли размещаться те или иные отделы и управления штаба Верховного Главнокомандующего…

Кстати, о структуре этого органа. К началу войны штаб состоял из пяти управлений – генерал-квартирмейстера, дежурного генерала, начальника военных сообщений, военно-морского и управления коменданта. В августе-октябре 1914 года число их увеличилось. Появились дипломатическая канцелярия, управление начальника морских батальонов и канцелярия по гражданскому управлению.

Размещались эти управления, как вспоминали участники тех событий, в строениях, которые во множестве имелись на территории, прежде принадлежавшей железнодорожной бригаде. 

Но в каких? И где они находились?  Где стоял поезд, в котором жили штабные офицеры и денщики, который, как вспоминал дежурный генерал при Верховном Главнокомандующем Кондзеровский, находился в восьмистах шагах от поезда Верховного?

К сожалению, уверенно ответить на эти вопросы нам пока не удаётся.

Есть, правда, некоторые основания предположить, что в бараке, который соседствовал с церковью, находилась канцелярия дежурного генерала при Верховном Главнокомандующем, а упомянутый поезд стоял неподалёку от неё, западнее бригадного плаца.

Плац, та самая «площадка», которую не раз упоминал в своём дневнике Николай II, и бараки, подступавшие к нему с юга, были северной окраиной территории, занятой Ставкой Верховного Главнокомандующего. На юге её – уже знакомое нам место с железнодорожными ветками, на которых были оборудованы места для стоянки поездов Верховного и царя. Западная граница Ставки проходила, по всей видимости, по дороге

«в м. Барановичи», начало которой попало на план 1915 года. Восточную границу, опять же предположительно, мы можем провести, если не учитывать отдельно стоящего железнодорожного вокзала, по железнодорожной ветке, ведущей к складским строениям, которые находились у плаца.

На оставшейся части бывшего городка железнодорожной бригады размещались воинские части, охранявшие Ставку, железнодорожный полк и лазареты. 

Ставка, о чём пишет в своём дневнике Николай II, была окружена «кольцом часовых» и имела свое­образную противовоздушную оборону – расположенные на дальних подступах к ней пулемётные заставы лейб-казаков, целью которых была защита от вражеских аэропланов.

 

Места в городе, помнящие о «забытой войне»

Наше общение по поводу одной из наиболее интересных страниц местной истории подошло к концу. Осталось лишь отметить на карте города места, связанные с пребыванием в Барановичах в 1914–1915 годах Ставки Верховного Главнокомандующего, которая, как мы уже знаем, была органом управления всеми вооружёнными силами России во время Первой мировой войны 1914–1918 годов. 

К сожалению, объектов, о местонахождении которых мы можем более или менее уверенно говорить, не так уж и много. Прежде всего, это дом управления генерал-квартирмейстера и места, оборудованные для стоянки поездов Верховного Главнокомандующего и императора, о которых мы узнали благодаря плану «Ставка Верховного Главнокомандующего в м. Барановичи». Кроме них – военно-походная церковь и площадь, на которой проходили, иногда с участием царя, смотры воинских частей, награждения отличившихся и другие мероприятия. Местонахождение их установлено с помощью старых городских планов и фотографий. 

Где же находились перечисленные объекты?  

Начнём с тех, что нанесены на план 1915 года. Сразу оговорюсь: предполагаемая прежде схема поиска мест их нахождения, основанная на наложении упомянутого плана на карту с путевым хозяйством железнодорожной бригады, не сработала. Обнаруженные в этих картах неточности, обусловленные, возможно, тем, что над ними работали топографы, ставившие перед собой совершенно разные задачи, мешали их совмещению.

Тем не менее, с помощью планов 1915, конца 1910-х, 1956 и 2013 годов и компьютера, позволявшего вносить в них те или иные коррективы, удалось выйти на приемлемый результат. 

Познакомимся с ним. 

В основе первой из приведённых иллюстраций – фрагмент плана города, выпущенного Генштабом Советской армии в 1956 году. Плана, который лучше других хранит память о прошлом территории, бывшей до I-й Мировой войны городком железнодорожной бригады. На него и нанесены объекты, знакомые нам по плану 1915 года. Под теми же номерами, что и на этом плане, – места стоянок поездов императора и Верховного Главнокомандующего под номерами «1» и «2», штаб Верховного, подписанный на плане как «дом управления генерал-квартирмейстера» под номером «3». 

На следующей иллюстрации мы видим эти же объекты на плане сегодняшнего города.

Получается, что дом управления генерал-квартирмейстера и место стоянки поезда Верховного Главнокомандующего находились в районе перекрёстка нынешних улиц Свердлова и 8 Марта, а место поезда Николая II – юго-восточнее магазина, расположенного неподалёку от упомянутого перекрёстка. 

План 1956 года, благодаря которому мы уточнили местонахождение объектов, нанесённых в 1915 году на план Ставки Верховного Главнокомандующего, оказался полезным и при определении местонахождения бывшего плаца железнодорожной бригады и военно-полевой церкви Ставки.    

   

 Плац, та самая «площадка», которая неоднократно упоминалась в дневнике Николая II как место, где он встречался с той или иной воинской частью, награждая отличившихся офицеров и нижних чинов, исчез с карты города сравнительно недавно. Сегодня на его месте, а это территория между улицами Заслонова и Рокоссовского, 

Орджоникидзе и Комарова, – жилые дома и детский сад.  

Старые фотографии, карты (прежде всего план 1956 года) и знакомство с бараками, которые ещё совсем недавно примыкали к бывшему плацу, позволили определить место, где стояла церковь.   

Оказывается, она находилась на улице, которая ограничивала плац с юга. В бревенчатом доме, который, в отличие от остальных трёх на этой стороне, был обращён к площади длинным фасадом. 

Интересно, что такую же планировку можно было видеть и на противоположной стороне площади – и там стояли четыре барака, один из которых, располагавшийся, кстати, напротив бывшей церкви, был вытянут вдоль площади. 

Сегодня на месте церкви высится девятиэтажное здание, имеющее адрес «ул. Рокоссовского, 12» . Давно уж нет бараков, которые прежде соседствовали с церковью. А те, что располагались на противоположной стороне бывшего плаца (по ул. Заслонова), были снесены совсем недавно. На месте двух из них, находившихся напротив церкви, возводится многоэтажное здание.   

Стираются следы былого… 

 ***

Но память о прошлом живёт. 

Она – в воспоминаниях горожан о казаках, которые жили в деревянных бараках в районе бывшего плаца железнодорожной бригады. О Ставке Верховного Главнокомандующего, которую они охраняли, и которая находилась у станции Барановичи-Полесские.  О царе, который неоднократно бывал в Ставке. О живописном лесе, в котором она располагалась и о котором напоминают растущие на территории нынешнего авиагородка сосны и берёзы…  

Было бы хорошо материализовать эту память. Установить на территории, где  находилась Ставка, хотя бы скромные памятные знаки с текстами, которые начинались бы словами «Здесь, на этом месте…», «В этом районе…» и рассказывали о том, что отличает Барановичи, где в течение первого года войны 1914–1918 годов решались судьбы миллионов, от всех других населённых пунктов страны.

А на площади у вокзала ст. Барановичи-Полесские мог бы быть соответствующий масштабам событий, о которых мы вспомнили, памятник. С текстом, раскрывающим одну из граней истории поселения, в котором он установлен: «В этом городе в районе станции Барановичи-Полесские с августа 1914 по август 1915 гг. располагалась Ставка Верховного Главнокомандующего вооружёнными силами Российской империи, участвовавшей в I Мировой войне 1914–1918 гг.». 



  • Мы в социальных сетях: