Учащаяся выпускного класса Городищенской средней школы Юлия ВИНОГРАД стала в текущем году одной из победительниц республиканского конкурса «Вера в сердце моём», который проводил среди школьников Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла БГУ. Сочинение девушки в числе других было опубликовано в газете «Царкоўнае слова». Сегодня мы предлагаем его вашему вниманию.
Идет 2013 год от Рождества Христова. Я Виноград Юлия, мне 16 лет. И меня тревожит судьба XXI века. Страшно оттого, что гуляет по Земле СПИД. Губят людей алкоголь и наркотики. Густой туман нецензурной брани, слетающей не только с мужских, но и девичьих уст, – это ли не варварство? Лозунг моих сверстников «Бери от жизни все!» делает их эгоистичными потребителями. Эгоизм моих современников приобретает уродливые формы. И вот уже в популярной передаче «Открытый формат» на канале ОНТ обсуждают вопрос о том, где доживать старикам свой век: дома, рядом с детьми и внуками, или в домах престарелых? А как же библейская заповедь: чти отца и мать своих?!
Как остановить этот нравственный беспредел? Кто или что может справиться с бездушием и бездуховностью людей? Я задаю себе эти вопросы и ищу, ищу, ищу на них ответы…
Люблю задушевные беседы с моей бабушкой Зинаидой Ивановной, маминой мамой. Она глубоко верующий человек и большая книгочейка. Недавно бабушка поведала мне историю жизни одного американского богослова. Его путь к вере во Христа не был простым. В молодости он был очень вспыльчивым человеком, его часто раздражали люди, вещи, проблемы. Но больше всего возмущал, порождая даже чувство ненависти, отец-алкоголик. Живя в небольшом городке, он по-стоянно испытывал чувство стыда, когда видел отца, валявшегося в непотребном виде на городских улицах. «Мне кажется, – говорил он, – трудно ненавидеть кого-то больше, чем я ненавидел своего отца».
Прошли годы. И бывший ученый-химик стал верующим человеком, а потом и ученым-богословом. И тогда, вернувшись в свой городок, он подошел к отцу, взглянул ему в глаза и сказал: «Слушай, отец, а ведь я люблю тебя».
– Вот что сделала с человеком вера Христа, – так прокомментировала эту историю моя бабушка…
А не так давно в нашем классе был урок литературы, на котором учительница Галина Николаевна рассказала о судьбе семи семей православных священников. Они были сосланы в глухую сибирскую тайгу в 30-е годы прошлого века. Без инструментов, без соли и спичек, питаясь рыбой, грибами да ягодами, сумели эти служители православной Церкви выстроить к зиме себе жилье. Каждый день в тайге начинался и заканчивался молитвой. С раннего утра и до поздней ночи трудились все от мала до велика, не покладая рук. Чтобы свалить дерево, при помощи заостренных камней от корней отгребали землю, потом подрубали корни и ждали, когда ветром повалит ствол на землю. Мужчины корчевали деревья, а дети (даже двухлетние) ветки и сучья таскали и жгли в кострах. Так в тайге появилась деревня Макарьевка. Вот что пишет об этом протоиерей Валентин Бирюков в книге «На земле мы только учимся жить»: «Это была явная милость Божья, что мы выжили, несмотря ни на что. Хотя должны были погибнуть, если рассчитывать только на человеческие силы». Со временем в Макарьевке построили магазин, в котором появились спички и мыло, мука и другие товары. «Но в магазине нашем, – читаем далее книгу, – дверей не было! Все свободно лежало. И даже сторожа не было. И никто ничего не брал!» Этот магазин без дверей произвел на меня и моих одноклассников, живущих в расчетливом XXI веке, наибольшее впечатление. Какие же это были люди в Макарьевке? Великий пример порядочности. Труженики. Честные. Какие-то особенные. Глубоко верующие в Господа.
И наконец, история о моих современниках и земляках. 15 февраля 2013 года во Всемирный день православной молодежи в местной газете «Наш край» была напечатана статья «От чистого истока», посвященная барановичским девятиклассникам Владимиру Грицевичу и Максиму Тяшкевичу. Оба прислуживают в свободное время пономарями – один в Покров-ском храме, другой – в строящейся церкви святого Георгия Победоносца. За два часа беседы корреспондент ни разу не услышал от них словечек «типа», «это самое». Речь у ребят литературная, льется, как вода в реке. Молодые люди не выступают против прогресса. У них есть странички «ВКонтакте». Любую современную вещь, считают они, можно использовать во благо и во вред. Беспокоит ребят то, что многие их ровесники называют себя православными просто потому, что им бабушка сказала, что они крещеные, или же оттого, что носят крестик. Но мало что знают о сути веры. И поэтому ребята ратуют за то, чтобы ввести в школе курс «Основы православной культуры». А еще мечтают, если Бог благословит, в духовную семинарию поступить, священниками стать.
Это только три истории из бесконечного, бесчисленного потока человеческих судеб. Это три ответа на волнующие меня вопросы. Но мне кажется, что они могут служить доказательством того, что вера во Христа способна сделать людей добрее, а мир – прекраснее!