На ОПМС-115 в канун 150-летия Белорусской железной дороги открыт цех по сборке рельсошпальной, или, как говорят железнодорожники, путевой решетки.
Возможно, это не такое громкое и грандиозное событие в масштабах страны, но для более 12 тысяч путейцев Белорусской железной дороги, заметил присутствовавший на открытии цеха заместитель начальника Белорусской железной дороги Валерий Стромук, событие значимое. С пуском полуавтоматической линии по сборке рельсошпальной решетки в прошлое уходит тяжелый ручной труд путейцев. Раиса Вячеславовна Мацко и Ольга Моисеевна Пищик, которые более 30 лет отработали в ОПМС-115 монтерами пути и уже давно на пенсии, тоже были на торжестве. Они пристально следили за каждым движением линии, комментируя манипуляции уникального станка. «Ну и как впечатления?» – спрашиваю у женщин, на что обе в один голос отвечают: «Не женское это дело». «А как же вы, да ещё вручную, всё делали?» – не скрываю своего удивления. «А мы не замечали. На перегонах, бывало, бегом работали. Тяжёлое тогда было время, но трудились не унывая».
Железная дорога начинается с пути. Так случилось, что после распада великой страны ничего своего на Белорусской железной дороге не было. Не изготавливали шпалы, не делали скрепления. Всё пришлось начинать с нуля. И вот уже в Осиповичах изготовили свою, белорусскую шпалу, анкер – деталь для скрепления шпал – произвели в Барановичах.
А затем на Белорусской железной дороге заговорили и о механизации процесса изготовления рельсошпальной решетки. До этого её делали вручную, да ещё на открытом воздухе!
Подобная линия есть только в Хабаровске в Российской Федерации. Однако в России шпалы с таким, как в Беларуси, скреплением – и винтовым, и пружинным – не применяются.
– Неужели мы не можем изготовить свою конструкцию? Задавали мы вопрос директору завода автоматических линий (предприятие является структурным подразделением Белорусской магистрали), – рассказывал Валерий Стромук. – На что тот ответил: «Сделаем». И сделали!
Разместить будущую звеносборочную линию путевой решетки было решено на барановичской ОПМС-115. Как-никак это не просто путевая машинная станция, а опытная станция. Она всегда была первопроходцем во внедрении новых технологий, о чем журналистам «Нашего края» рассказывали ветераны производства, и те добрые традиции прошлых лет коллектив продолжает сегодня.
Чуть менее двух лет назад на территории станции СМП-760 начали возводить новый цех. А конструкторы завода автоматических линий совместно со специалистами путевого хозяйства Белорусской железной дороги взялись за разработку этого проекта.
Год понадобился станкостроителям, чтобы завершить гигантскую работу. «Этот проект относится к уникальным разработкам, – говорит директор завода автоматических линий Владимир Белюк, – потому что не имеет аналогов не только в Беларуси, но и на постсоветском пространстве. Сложностей было много, мы не имели опыта подобной работы. Но тем и интересен труд станкостроителя, который создает абсолютно новую продукцию».
Сложность этого проекта для станкостроителей состояла ещё и в том, что они привыкли работать с металлом, а тут пришлось столкнуться с другим материалом – бетоном. Но тем действительно интереснее работа.
На 90% и комплектующие новой 250-метровой линии по сборке путевой решетки изготовлены на заводе автоматических линий. Присутствующим на открытии цеха продемонстрировали работу линии, на которой собиралось 25-метровое звено путевой решетки. Специалисты-путейцы смогли в процессе ее работы высказать некоторые замечания. С учетом этих предложений линию по сборке рельсошпальной решетки производители доработают.
Новая линия не только повысит общий уровень механизации путейцев, но и позволит увеличить производительность труда, качество работы. Скажется это и на ресурсосбережении, и на безопасности движения поездов.
Путевые решетки используются и для строительства новых железнодорожных линий, и для ремонта пути. Поэтому инновационная продукция пойдет и на другие машинные станции Белорусской магистрали, которые занимаются ремонтом пути. По словам заместителя начальника Белорусской железной дороги Валерия Стромука, уже весной новая путевая решетка, собранная на полуавтоматической линии, ляжет на железнодорожном перегоне Барановичи–Грицевец. Там поезда будут лететь со скоростью