Больше полувека родные не знали, где конкретно похоронен Николай Куприк, героически погибший 2 февраля 1945 года на территории, на тот момент относившейся к Восточной Пруссии. Внук воина Леонид Гиль от имени нескольких поколений своей семьи обратился за помощью в поисках в Администрацию Президента Республики Беларусь. И спустя месяц получил ответ.
…Уроженец деревни Катминовцы Барановичского района Николай Куприк ушел на фронт защищать Родину, оставив дома на попечение супруги четверо детей, когда младшей дочери Лидии было всего два месяца от роду. Прощаясь с семьей, дал наказ беречь друг друга, а особенно малышку Лидочку. Будто предчувствовал, что домой не вернется.
Хотя человеку, конечно же, не дано знать, когда прервется его земной путь. Солдату, который каждый день на тонкой грани между жизнью и смертью, предугадать свою судьбу еще сложнее. Всё могут изменить мгновения.
До дня Великой Победы оставалось несколько месяцев. Этого не знал да, увы, так и не узнал 33-летний рядовой Куприк, который решил разведать обстановку, выглянул из окопа и в тот же миг был смертельно ранен.
Скупые рассказы знавших Николая Антоновича, несколько фотоснимков довоенной поры – вот и всё, что осталось от человека… Нет, не всё. Еще осталась память о мужественном защитнике, которая пережила не одно поколение. С несбыточной мечтой поехать поклониться земле, в которой нашел вечный покой прах ее мужа, жила верная ему Ольга Тимофеевна. У нее меньше всего оказалось возможностей вести поиски, женщине надо было на пепелище войны возрождать жизнь, одной поднимать на ноги маленьких. Взрослые дети Николая Антоновича спустя многие годы продолжали разыскивать неизвестный им Радиннетейн (Родиннетен или Родиннстейн – точного названия населенного пункта не знали), где, по имевшимся сведениям, покоился их отец. С этой мыслью ушли из жизни дочь Зинаида и сын Сергей. Поиски растянулись на десятилетия, миновало уже почти 70 лет, но внук и правнучка героя не могли так просто отказаться от затеи, которой жила их семья.
– На семейном совете решили: обратимся к сотрудникам Администрации нашего Президента, уж если там нам не смогут помочь, не поможет никто, – говорит горожанка Ольга Стромская, которой воин приходится прадедом.
Вместе с отцом она составила текст письма, начиналось которое с простых и понятных слов: «Обращаемся к Вам с огромной человеческой просьбой…» Вскоре на домашний адрес Леонида Гиля пришла бумага, в которой говорилось, что обращение потомков героя направлено Министерству обороны с поручением сообщить о результатах рассмотрения. А через несколько недель на руках у семьи были документы, которые дали такой долгожданный ответ.
– Смотрите, здесь даже схема расположения захоронения и фотография памятника, – протягивает мне ксерокопию Ольга Стромская.
Оказывается, правильное название населенного пункта, в котором, выполняя долг солдата, погиб Николай Куприк, – Родиттен. В настоящее время это п. Нагорное муниципального образования Долгоруковского сельского поселения Багратионовского района Калининградской области Российской Федерации.
Но, как выяснилось, могилу воина следовало искать не в Родиттене и не в Нагорном. «В списке воинского захоронения № 39-10 п. Долгоруково Багратионовского района Калининградской области значится рядовой Куприк Н.А., 1912 года рождения. Дата гибели – 02.02.1945 г. Перезахоронен из м. Родиттен».
Нескольких этих строк ждали и дождались дети Николая Куприка Лидия и Константин. Многочисленные родственники цветущими майскими днями собираются поехать на могилу отца-деда-прадеда, который был среди тех, кто отвоевал для всех нас право на эту весну, и почтить память одного из героев войны.