Мороз и жара могут изменить режим работы.
Это предложение Федерации профсоюзов Беларуси дополнит закон «Об охране труда», в который сейчас вносятся поправки.
Изменения в закон дадут нанимателям возможность менять режим работы при сильной жаре или сильном морозе. Коснутся эти перемены и дополнительных специальных перерывов в неблагоприятных погодных условиях. То есть теперь помимо перерывов, связанных с особенностями выполнения отдельных видов работ, нанимателю предоставится право принимать решения об изменении режима работы при сильной жаре или сильном морозе. Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления перерывов будут определяться правилами внутреннего распорядка, либо коллективным договором, то есть по согласованию с профсоюзами.
Напомним, что ФПБ неоднократно заявляла о необходимости внесения изменений в закон «Об охране труда» в части температурного режима. «При возникновении неблагоприятных погодных условий ФПБ обращалась к профсоюзным комитетам на местах с тем, чтобы те совместно с нанимателями приняли все необходимые меры для создания надлежащих условий труда. Это значит обеспечить работников дополнительной теплой спецодеждой, если речь идет о работе в сильные морозы. Дать возможность обогреться в специально оборудованных помещениях, принять пищу, горячее питье. Сейчас, когда все это будет регулироваться законом и будет внесено в коллективные договоры, и оговорено в правилах внутреннего трудового распорядка, наниматель будет обязан соблюдать все эти требования», – прокомментировал грядущие изменения в закон главный технический инспектор труда ФПБ Александр Зайцев.
Федерация профсоюзов Беларуси принимала непосредственное участие в работе над законопроектом. Специалистам ФПБ пришлось отстаивать ряд позиций действующего закона, а также доказывать необходимость внесения определенных изменений и дополнений. Как рассказал главный технический инспектор труда Федерации профсоюзов Александр Зайцев, в первой редакции законопроекта значительно была сокращена статья 38. «Она регулирует вопросы общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда и определяет права технических инспекторов труда профсоюзов при проведении данного контроля, – отметил он. – В законопроекте практически полностью убрали права техинспекторов. Пришлось доказывать необходимость сохранить статью 38 в прежней редакции. Нашу позицию услышали и учли».
КАКИЕ ЕЩЁ ГРЯДУТ ИЗМЕНЕНИЯ?
Работа по подготовке законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об охране труда» ведется уже больше года. Новая редакция значительно расширит права работников и нанимателей в области охраны труда, а также ужесточит ответственность за несоблюдение требований техники безопасности.
Согласно планируемым поправкам в закон, работник может отказаться от выполнения работы, если ему не предоставлены средства индивидуальной защиты и есть непосредственная опасность жизни и здоровью как его самого, так и его коллег. Все действия работника в данной ситуации регламентированы.
В свою очередь, наниматель получит право проводить освидетельствование работников на предмет алкогольного, наркотического или токсического опьянения в течение всего рабочего времени. Правда, при наличии достаточных оснований – нарушении речи, координации движений человека. Кроме того, если законопроект пройдет в данной редакции, предсменный медосмотр будут проходить не только водители транспортных средств, но и те, кто выполняет работы повышенной опасности. Перечень таких профессий будет утвержден Минтруда и соцзащиты совместно с Минздравом.
Еще одно нововведение законопроекта – обязательное наличие специалистов по охране труда в организациях численностью более 100 человек. В микроорганизациях и малых организациях в случае отсутствия специалистов по охране труда наниматель сможет привлекать юридических лиц или индивидуальных предпринимателей для оказания услуг в области охраны труда. Соответственно будет организована их аккредитация на проведение работы в области охраны труда и сформирован банк данных таких предпринимателей и юрлиц.
Однако механизм аккредитации организаций, оказывающих подобного рода услуги, еще не до конца продуман. Как отметил заместитель председателя Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Евгений Оболенский, необходимо конкретизировать понятие «аккредитация юридических лиц по оказанию услуг в области охраны труда». «Из текста законопроекта не прослеживается, какой госорган будет уполномочен проводить данную аккредитацию и в соответствии с каким порядком все будет проводиться, – подчеркнул он. Особую дискуссию вызывает и норма, предполагающая подчинение службы охраны труда непосредственно руководителю предприятия».
Неоднозначные мнения возникают у депутатов и в связи с тем, что деятельность службы по охране труда внутри холдинга четко не регламентирована.
На заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания решено доработать проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об охране труда» с учетом всех замечаний и предложений ко второму чтению.