– Потихоньку живу, доживаю, – так ответил на мой вопрос о здоровье Алексей Васильевич Зорин, ветеран Великой Отечественной войны.
Алексею Васильевичу 89 лет, и возраст, как ни печально, даёт о себе знать. О том, как воевал, не углубляясь в подробности, рассказывает в нескольких словах: «Служил в разведке рядовым, демобилизовался в 1950 году старшиной, сейчас – старший лейтенант».
Коротко и ясно, а, между тем, ему есть о чём поведать.
– Родился я не здесь, – улыбается Алексей Васильевич. – На Урале, в Пермской области, есть такая деревня – Ермия. Вернее, была, не знаю, сохранилась ли она сейчас. Вот эта самая деревня – и есть моя родина. Было нас у мамы двое: я и брат Георгий. Он-то и перевёз нас потом в Красно-уфимск: всё-таки, город, в нем и возможностей больше. Там после восьмого класса я поступил в железнодорожное училище – осваивать слесарное дело.
О войне он рассказывает скупо.
– Начало войны застало меня в стенах училища. Конечно, я сразу же хотел идти на фронт, но меня не пустили – мал был ещё. Зато в тылу были так называемые запасные полки: там нас, ребят, учили обращаться с оружием.
После окончания училища Алексей Зорин попал по распределению в Свердловское вагонное депо, отработал там почти два года. Наконец, в январе 1943, его направили на ускоренные курсы пулемётчиков, а оттуда – на фронт. Так рядовой Зорин оказался на войне.
Через год он – уже полковой разведчик. Служил в 241-ом стрелковом полку 75-ой стрелковой дивизии Первого Белорусского фронта. Освобождал от фашистов Барановичи – город, ставший потом родным для него. О боевом пути говорят медали: «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». Прикреплённые к парадному пиджаку, они – словно хроники военных действий, запечатлевшие подвиг народа. И ещё ордена. Сурово поблёскивает звезда на ордене Отечественной войны ІІ степени. Рядом – орден Красной Звезды. Как прошёл этот человек сквозь пекло войны, что ему довелось повидать? Но Алексей Васильевич немногословен: «Ходил в разведку к немцам. Брал пленных, чтобы узнать о планах немецких войск».
– Вы дошли до Берлина? – спрашиваю я.
– И дошёл, и прошёл его, – машет рукой Алексей Васильевич. – Я закончил войну на Эльбе. И остался в Германии. Советские войска взяли знаменитую самолётную базу «Альтес-Лагерь». Там была и авиашкола, и ремонтный завод. Мне повезло: преподаватели пригласили меня учиться, а туда ведь кого попало не брали. Я закончил её на «отлично» и остался после войны работать на заводе старшим механиком – налаживал самолёты.
В 1950 году Алексей Васильевич демобилизовался и поехал к брату Георгию, который жил после войны в Барановичах и работал на железной дороге. Туда же – слесарем в вагонном депо – устроился и Алексей.
Началась мирная жизнь. Бывший разведчик Алексей Зорин женился, родились две дочки. Не доучившись в школе раньше, он восполнил этот пробел через много лет: закончил десять классов в вечерней школе. Потом окончил и Барановичский техникум лёгкой промышленности. Уходил работать на хлопчатобумажный комбинат, но всё равно вернулся на родную железную дорогу. Работал осмотрщиком вагонов, ревизором-контролёром, потом «дорос» до начальника пассажирского поезда. Оттуда ушёл на пенсию.
Паренёк из маленькой уральской деревни, ставший пулемётчиком, а потом и полковым разведчиком. Мужчина, поднимавший страну после войны. Ветеран, склонившийся под тяжестью лет, но помнящий наизусть свой ратный путь. Всё это – Алексей Васильевич Зорин, солдат армии-победительницы.