Наверх

Рожки да ножки на прилавках, или Время продовольственного дефицита

16.10.2013 416 Наш край

Странно, правда: в восьмидесятые годы у нас всё было и одновременно ничего не было.

Я имею в виду обеспечение продовольствием и сложившуюся парадоксальную ситуацию. По производству молока, мяса и картофеля на душу населения Барановичский район тогда опережал многие европейские государства, но что он имел от этого, кроме стыда за пустые прилавки? Продовольствие шло в союзный фонд как в бездонную бочку.

Статья в «Известиях»

Район хвалили на самых высоких уровнях за рост производства сельскохозяйственной продукции. Степан Тарасевич, возглавлявший в тот период райисполком, вспоминает, как в Барановичи приехал собственный корреспондент газеты «Известия» Николай Матуковский, уважаемый всеми журналист и известный драматург. Его интересовали успехи района. «После обстоятельной беседы мы с первым секретарем райкома партии Николаем Домениканом пригласили его в баню в «Мире», где к нам присоединился директор совхоза-комбината Александр Дудук. Пригласили не для того, чтобы ублажать, а с целью показать, какие бани имеются в хозяйствах района. Вели разговор о развитии сельскохозяйственной отрасли. Николай Матуков-ский сидел, слушал и записывал», – рассказывает Степан Иосифович.

Потом в «Известиях», являвшихся наряду с «Правдой» самой влиятельной газетой Советского Союза, вышла солидная статья о ведущих позициях Барановичского района в сельхозпроизводстве. В публикации упоминались имена Николая Доменикана и Степана Тарасевича. «После выхода статьи мне позвонил бывший первый секретарь Березовского райкома партии Петр Лебедев (он уже работал в Комитете народного контроля республики) и сказал, что я не подвел его. При Петре Лебедеве мне довелось возглавлять орготдел райкома в Березе. Ответил ему: «Это ваша школа, Петр Леонович!»

В очереди за колбасой

Производство процветало, район строил крупные животноводческие комплексы, а на прилавках магазинов покупатель видел вместо мяса только рожки да ножки. Если появлялась колбаса, то сразу образовывались очереди. Люди составляли списки очередности, а на руках помечали личный номер в очереди.

Горисполком открыл в подвальном помещении магазин для своих работников, где те отоваривались к большим праздникам по спискам. «По нашей просьбе туда включили и ответственных работников райисполкома. В том числе и я ходил в этот магазин. Но отпуск продуктов был ограничен», – замечает мой собеседник.

Такое положение наблюдалось и в других городах области. Степану Тарасевичу рассказывали о приезде в Пинск на сессию горсовета тогдашнего председателя облисполкома Константина Матюшевского. Перед сессией он прошелся по магазинам, словно предчувствуя вопросы депутатов. Его действительно спросили, почему в магазинах нет колбасы. Вопрос был трудный, но Константин Матюшев-ский, человек мудрый, нашелся, что ответить: «Как же нет колбасы? Есть ливерная, кровяная, картофельная. Другое дело, что ассортимент у нас еще бедный». В зале рассмеялись: с чувством юмора легче пережить самую безутешную ситуацию.

Обмен делегациями

После статьи в «Известиях» в район приехала делегация из Тульской области – из Щекино. Там тоже начиналось строительство животноводческих комплексов, и им нужно было перенять у кого-то опыт. Гостям всё показали-рассказали, потчевали их от души. Уехали визитеры довольными и стали звонить Николаю Доменикану, приглашая посетить в ответ Щекино. Звонки были настойчивыми, и Николай Доменикан поручил Степану Тарасевичу возглавить барановичскую делегацию, включив в нее руководителей отдельных хозяйств.

– Я пригласил Михаила Пармоника из «Тепливод», Леонида Ковалева из «Зари» и Геннадия Шидловского из «Прогресса», и мы поехали, – повествует Степан Иосифович.

– Почему именно их пригласили? – спрашиваю.

– В разные поездки мы включали в состав делегации района разных руководителей. Наступила очередь тех, кого назвал.

Путь лежал через Москву. До поезда на Тулу оставалась уйма времени, и Леонид Ковалев предложил показать Москву с высоты птичьего полета. Они направились в гостиницу «Россия», где руководитель «Зари» раньше останавливался, когда приезжал на заседания ЦК ВЛКСМ (будучи одним из самых молодых председателей колхоза в СССР, он являлся членом Центрального Комитета). Он договорился с вахтером, и вскоре делегация оказалась на крыше многоэтажного здания гостиницы, откуда действительно хорошо просматривалась вся столица. Вид был замечательный.

У нас и у них – одно и то же

Но романтическое настроение сразу испарилось, как только они оказались в тульском поезде. Свободных мест не было, и пришлось всю дорогу ехать стоя. В вагоне витал устойчивый запах колбас, копченостей, исходивший из многочисленных сумок, загромоздивших пространство. Люди специально ездили в Москву за колбасами: в тульских, как и в барановичских магазинах, прилавки представали взору покупателей практически пустыми. В столице же можно было купить всё.

В этом убедилась лично, когда в восьмидесятые годы тоже как-то оказалась в Москве. Зашла перекусить в столовую, взяв на гарнир гречневую кашу. В барановичском общепите ее не предлагали. Гречиха слыла дефицитом в регионах, хотя Москва ею была насыщена благодаря союзному фонду.

Делегацию доставили с поезда в Щекино на двух черных «Волгах». Были угощение, баня-сауна. На следующее утро Степан Тарасевич, по привычке рано проснувшись, поднял остальных, чтоб пройтись по щекинским торговым точкам. Там ничего мясного не было на прилавках, лишь в одном продмаге одиноко лежала синюшная тушка индюка. И это – в черноземном районе, где условия позволяли выращивать высокие урожаи, производить молоко, мясо, а не возить мясные, колбасные изделия из Москвы!

Вспоминая те нищие времена, Степан Тарасевич всякий раз мысленно благодарит Президента Беларуси, с самого начала взявшего курс на независимость и суверенитет страны. Нам теперь не нужно отправлять продовольствие ни в какой союзный фонд (продаем на экспорт лишь излишки), а в магазинах полно продуктов (ассортимент – широчайший) и нет очередей.

Первое место в республике

В восьмидесятые годы большим подспорьем для людей и государства явились подсобные хозяйства. На селе меньше, чем где, ощущался продовольственный дефицит. Сельчане сами производили для себя продукты питания, и у населения их было в достатке. Люди держали по две-три коровы.

Государственная выгода состояла в закупках у населения излишков сельхозпродукции. В штате райсельхозуправления работали специалисты по таким заготовкам. За каждый литр молока, проданный государству, люди получали по 300 граммов комбикормов. Это было немало. Комбикорма шли на откорм свиней на личных подворьях. А еще за сданное молоко хозяйства выделяли людям зерно и сенокос. На приусадебных участ-
ках выращивались высокие урожаи картофеля, корнеплодов. Всё это позволяло производить в частном секторе много продукции и реализовывать государству – такой вот большой резерв существовал в районе.

Телят, как правило, население сдавало в колхозы и совхозы по закупочным ценам. А колхозы и совхозы с выгодой для себя по тройной цене реализовывали их совхозу-комбинату «Мир», где велся откорм бычков.

В середине восьмидесятых от каждой коровы в сельском подворье район закупил по две с половиной тонны молока и занял первое место в республике. Это было несомненным достижением. В общественном животноводстве получали тогда около трех тысяч килограммов молока от коровы, а население сдало излишков две с половиной тысячи килограммов. В этом была и заслуга руководителей хозяйств, материально поддерживавших личные подсобные хозяйства, и бригадиров, молокосборщиков, сельских Советов, всех кадров. В районе существовала четкая система закупок.

Отчет в высокой инстанции

О достижении Барановичского района стало известно в Президиуме Верховного Совета БССР. Оттуда прислали в район нескольких ответ-ственных работников для изучения опыта, чтоб распространить его на всю республику. Разместили их в живописном месте – на озере Гать, в домике отдыха, принадлежавшем райисполкому. Но посланцы сверху не отдыхали, а каждый день выезжали в сельсоветы. И везде видели отлаженную систему в организации закупок молока у населения, о чем написали в справке.

Степану Тарасевичу было предложено приехать с докладом на заседание Президиума. Присутствовали все председатели облисполкомов – они являлись членами Президиума Верховного Совета. «Я очень волновался, – говорит Степан Иосифович. – Ведь это весьма ответственно – делать доклад в высшей инстанции республики. Каждое слово должно быть отточено».

Но волнения оказались напрасными. Пришлось выступать не более трех-четырех минут. Остальную информацию члены Президиума могли почерпнуть из справок, которые находились у них на руках. Председатель Президиума Иван Поляков по-хвалил кадры Барановичского района, которые действительно были достойны этой похвалы. Глава Гродненского облисполкома Дмитрий Арцименя, наш земляк (он родиля в Стайках), в своем выступлении подчеркнул, что опыт организации закупок молока заслуживает внимания, его надо взять на вооружение всей республике. Много лестных слов за системную работу услышал в свой адрес и председатель райисполкома Степан Тарасевич. Поэтому из Минска он возвращался, воодушевленный добрыми словами, с желанием работать еще больше.

От всей души

Сферу развития личных подсобных хозяйств в республике курировал заместитель председателя Президиума Верховного Совета БССР Владимир Микулич. Его знали как человека высококультурного, благородного, доброго, в меру строгого, требовательного, искреннего. Однажды он позвонил Степану Тарасевичу, сказал, что приедет в район (надо посетить три сельсовета), а в конце дня хотел бы встретиться с работниками райисполкома. Подобные встречи были в его обычной практике.

Степан Тарасевич попросил председателя колхоза имени Дзержинского Дмитрия Жука, чтоб собрали для гостя ягод в лесу. Хотелось выглядеть гостеприимными хозяевами. Посещение района прошло по плану. Когда к райисполкому в конце дня подъехал автомобиль высокого лица из столицы, к водителю с ведерком ягод направился Степан Тарасевич (Владимир Микулич в это время общался с людьми в здании исполнительного комитета), попросил принять подарок. Водитель отказался, поскольку имел строгое указание подношений не брать. «Мы договорились с Владимиром Андреевичем», – пошел на уловку Степан Иосифович. «Если договорились, то ставьте в багажник».

По возвращении в Минск водитель сообщил Владимиру Микуличу о ягодах. Тот на следующий день позвонил председателю райисполкома и начал укорять: мол, зачем он так поступил. «Не мог я поступить по-другому, – оправдывался Степан Тарасевич. – От души это. Ягоды – ведь дары природы, они не взяты из кладовой колхоза».

Ничего не оставалось Владимиру Микуличу, как принять дары. Поблагодарил, но сказал, чтоб ведерко забрали – оно ведь из кладовой колхоза. Что Степан Тарасевич при случае и сделал, передал ведерко в колхоз.

«Заря» впереди

Поскольку в магазинах по-прежнему имел место продовольственный дефицит, заполнить вакуум и помочь району решили инициативные руководители хозяйств. Георгий Козляк из «Победы», Николай Якубец из «Красного Знамени», Леонид Ковалев и другие с разрешения и при поддержке райкома партии и райисполкома организовали у себя в хозяйствах подсобные цеха по производству колбас, копчению мяса и т.д.

На территории колхоза «Заря», возглавляемого Леонидом Ковалевым, находился государственный рыбхоз. Грех было этим не воспользоваться. Колхоз построил цех по копчению рыбы на 2,4 тонны разовой закладки. Для копчения использовались лиственные породы деревьев, и рыба получалась очень вкусная. В подобных цехах колхозов могло прокоптить мясо и население.

«Заря» шла впереди всех по развитию подсобных промыслов. Там, например, были заложены плантации трав, на основе которых производились чай, бальзам, водка с поэтическим названием «Лесная сказка». Ее продавали по сниженным ценам. Женьшень, душица поставлялись объединению «Кристалл» в Минск для выпуска настоек.

В «Заре» работали цеха по консервированию овощной продукции, мяса дикого кабана, лосятины (колхоз окружали леса), конины. Вагонами отправляли грибы (заготавливали по 700 тонн в год) в Волгоград, Ростов, Фрунзе, Львов. Из Волгограда  шли в колхоз в обмен на грибы пшеница и ячмень. И колхоз, расположенный на бедных землях, жил благодаря подсобным промыслам и находчивости своего руководителя.

Премудрости выращивания шампиньонов

По совету высокопоставленного друга, возглавлявшего отдел закрытого грунта в Министерстве сельского хозяйства СССР, руководитель «Красного Знамени» Николай Якубец решил возвести на территории тепличного комбината еще и шампиньонницу. Построить – не проблема. Вопросы возникли потом: как соблюсти определенную влажность и температуру в помещении, где брать мицелий грибов? Сначала Николай Якубец сам съездил в Белгород, Подмосковье, где ознакомился с технологией, затем отправил в Белгород специалистов, которые целый месяц работали там простыми рабочими, чтоб постичь все премудрости.

Шампиньоны вырастили, но не знали, по какой цене продавать. Посоветовались с областным руковод-ством и договорились, принимая во внимание значительные капитальные вложения в строительство шампиньонницы, цену за килограмм грибов приравнять к стоимости двух килограммов мяса. Сегодня шампиньоны стоят с точностью до наоборот – в два раза меньше мяса.

Совхоз «Красное знамя» имел шесть фирменных магазинов. Несколько торговых точек было открыто в Минске. В совхозе тогда консервировали шампиньоны, помидоры, делали салат из капусты, выпускали яблочный сок,  фруктовое вино, водку по лицензии, оборудовали цех по копчению мяса.

Степан Тарасевич замечает, что работать тогда было интересно – каждый день приносил что-то новое. Руководители колхозов и совхозов демонстрировали невероятную предприимчивость в борьбе с дефицитом продовольственных товаров, учились зарабатывать деньги для своих хозяйств.

Не об этом ли мечталось?

Дефицит победили, наступила стабильность. Сейчас не только район, но и Беларусь в целом производит молока, мяса и картофеля на душу населения больше, чем многие европейские страны. Но мы не отрываем последний кусок от себя, как раньше, чтоб отдать кому-то, – на полках наших магазинов настоящее продовольственное изобилие. Страна не только кормит себя, но и занимает лидирующие позиции в мире по экспорту  продовольствия.

Не об этом ли мечталось в восьмидесятые годы?



  • Мы в социальных сетях: