На всем земном шаре, где только проповедуется имя нашего Спасителя, праздник Рождества Христова занимает особое место в жизни людей. Этот праздник является поистине светоносным, так как совершилась тайна пришествия в мир самого Бога Жизнодавца.
ИЗВЕСТНО, что христиане Римо-Католической Церкви празднуют Рождество 25 декабря. Православные верующие отмечают это событие 7 января. Простые люди толком не понимают, почему так – у одних одна дата, у других иная.
На самом деле точной даты рождения Иисуса Христа никто не знает, так как в то время единого календаря ещё не было. У римлян было своё летоисчисление, у иудеев – свой календарь. В наше время Римо-Католическая Церковь живет по григорианскому календарю (был введен в 1582 году Римским Папой Григорием XIII), а православные христиане все церковные праздники отмечают по календарю юлианскому (был введен римским императором Юлием Цезарем с 1 января 45 года до нашей эры и впоследствии стал церковным среди православных).
Основанием для празднования Рождества Господа нашего Иисуса Христа послужила не историческая достоверность, а иная причина. На установление праздника Рождества Христова имело влияние самое главное языческое празднование – «день непобедимого солнца». Это был день поворота солнца «с зимы на лето» и праздновали его 7 января по юлианскому календарю. Для того чтобы обратить сердца людей к познанию истинного Бога, Церковь противопоставила языческому празднику день Рождества Спасителя нашего Иисуса Христа. Древние церковные песнотворцы воспевают Его Солнцем Правды.
ПО УЧЕНИЮ Церкви, в день Рождества Христова было положено начало примирения Бога и человека, Неба и земли. Всемогущий Господь, проявляя Свое милосердие к сотворенному Им некогда и грешному теперь человеку, нисходит в мир и воплощается в нём. Как пишет святитель Григорий Богослов, «Бесплотный воплощается, Слово облекается плотью, Невидимый видится, Неосязаемый осязается, Вневременный получает начало, Сын Божий становится сыном человеческим». Поэтому и люди должны «брать пример» с проявившего величайшее милосердие Бога и в этот день особенно стремиться к примирению с ближними, к делам любви, к оказанию помощи нуждающимся.
Вся радость праздника Рождества может быть выражена в словах: Бог стал человеком, чтобы спасти людей от рабства греха и чтобы восстановить их в некогда утраченном ими достоинстве. При этом Рождество Христово рассматривается церковной традицией как день возрождения и воссоздания всей вселенной и прежде всего человека – через соединение физического, тварного, материального естества (природы) со своим Богом. Не случайно поэтому день Рождества Христова в церковном календаре второй по значимости после Пасхи.
Вифлеемская звезда
Весь мир объят был ночью темной,
Всё было так же, как всегда.
Но вспыхнула на небосклоне
Вдруг Вифлеемская звезда.
Звезда надежды и прощенья
Зажглась сапфиром голубым,
Чтоб людям подарить спасенье,
Чтоб понял мир, как он любим.
А непорочный ангелочек
Лежит в хлеву среди коров,
Под кровлею сверчок стрекочет,
В углу лежат дары волхвов.
И, сонно губками почмокав,
Младенец спит счастливым сном.
А где-то грозная Голгофа
Уж замаячила крестом.
А внешне вроде всё как прежде,
И ночь как ночь – тиха, темна…
Сияют звезды в поднебесье,
Висит над крышами луна.
Не знал никто, что ночью этой,
Сметая старые года,
Зажглась над миром новой эрой
Та Вифлеемская звезда.
Александр ПОПОВ