Вся работа отдела милиции начинается с дежурной части. Именно сюда звонят люди, если произошло преступление или правонарушение. Не зря телефон этого подразделения – 102 – знают даже маленькие дети.
ВЫДЕРЖКА И ОПЕРАТИВНОСТЬ
Важным качеством всех сотрудников дежурки является выдержка. Ведь общаться приходится с людьми, находящимися в стрессовом состоянии, иногда – эмоционально несдержанными. Поэтому голос дежурного по телефону должен вселять в человека уверенность, чувство защищенности.
Станислав Башак, старший инспектор оперативно-дежурной службы, работает здесь с 2009 года. Работу считает не только сложной и напряженной, но и крайне ответственной.
– От правильности принятого нами решения, от умения расставлять приоритеты может зависеть жизнь человека, – говорит Станислав.
И вспоминает недавнюю историю, в которой благодаря оперативности реагирования удалось спасти человека.
По телефону «102» женщина сообщила, что жить больше не хочет, поэтому собирается покончить с собой.
– По адресу позвонившей немедленно был направлен наряд сотрудников патрульно-постовой службы милиции, а также спасатели МЧС, – рассказывает Станислав Башак. – Забравшись по пожарной лестнице в окно, наши сотрудники достали женщину из петли. Ее удалось спасти…
И такие ситуации здесь не редкость. Сотрудники оперативно-дежурной службы говорят, что скорость реагирования на сообщения не раз спасала жизни людей, помогла сохранить чье-то имущество, задержать преступника по горячим следам.И ПОЧИНИЛИ ЗАМОК
Один из старожилов службы – старший оперативный дежурный Сергей Петран. В ОДПС он служит с 2005 года, до этого успел попробовать себя в должностях участкового инспектора милиции, инспектора по делам несовершеннолетних.
– Работа в дежурной части отличается в первую очередь большой ответственностью, – говорит Сергей Владимирович, – ведь оперативный дежурный, по сути, отвечает за все и за всех, будь то территория города или территория отдела внутренних дел. Чтобы справиться с обязанностями, требуется железная выдержка.
Выдержка помогает справиться в том числе со звонками и посетителями, не имеющими ничего общего с работой милиции.
Не так давно, к примеру, к окошку дежурной части подошла бабушка, решившая пожаловаться на своего участкового. На вопрос дежурного, что случилось, она посетовала, что тот, мол, совсем не заходит к ней в гости. И замок на входной двери починить некому…
– Человек пожилой, обделенный вниманием близких, поэтому ее поведение можно понять, – говорит Сергей Петран. – Наши сотрудники выслушали бабушку, успокоили ее, и женщина ушла довольной. А участковый помог ей отремонтировать тот самый замок, хотя, понятно, что в должностные обязанности сотрудника милиции это не входит.
Сергей Владимирович отмечает, что раньше люди относились более ответственно к вызову милиции. Прежде чем позвонить в дежурную часть, думали, стоит ли беспокоить экстренную службу по пустякам. Сегодня такими раздумьями уже не заморачиваются.
Нередко раздаются здесь звонки с просьбой сказать, сколько сейчас времени или какой сегодня день недели, к примеру.
Случаются в их практике и звонки от людей с проблемами психики. Так, одна жительница города регулярно жалуется на своего соседа, который, по ее словам, всячески портит ей жизнь. То телевизор через стенку переключит, то по вентиляции «просочится» на кухню и продукты из холодильника сворует…
Еще один позвонивший рассказал, что пока он два часа не заходил в собственную спальню, находясь в зале, некто умудрился незаметно пробраться в запертую квартиру и перестелить постель.
– Как правило, даже на такие вызовы направляются сотрудники милиции, хотя в крайних случаях обращаемся и за помощью к медикам-психиатрам, – говорит Сергей Владимирович.
«ЖАРКИЕ» ДНИ
В дежурке бывают более спокойные дни, а бывает, что звонки поступают беспрерывно. В «горячие» дни их количество может доходить до 140-150.
– Когда раскрываются преступления, многие считают, что наша заслуга здесь небольшая, – говорит Сергей Владимирович. – Это несправедливо, ведь от скорости реакции дежурного, от умения разговорить человека, находящегося в стрессовой ситуации, зависит очень много. При этом нужно «вытянуть» из позвонившего приметы преступника, какие-то детали случившегося. Хорошо описанные приметы позволяют быстро сориентировать группу на выезде, что повышает шанс задержания преступника прямо на месте.
Однако некоторые люди находятся в таком состоянии, что в ответ на вопросы дежурного начинают кричать в трубку: «Вы мне не вопросы задавайте, а быстрее присылайте помощь!» При этом иной раз забывают назвать даже адрес, куда следует прислать помощь…
– Люди должны понимать, что пока дежурный расспрашивает человека о случившемся, помощник дежурного уже вызывает оперативную группу, – подчеркивает Сергей Владимирович. – Поэтому задержек с нашей стороны нет и быть не может.
Не так давно благодаря четкой и слаженной работе сотрудников ОДС удалось задержать хулиганов, избивших человека.
– Позвонил мужчина, увидевший с балкона своей квартиры, что двое неизвестных избивают человека, – рассказывает Сергей Владимирович. – Причем происходило все очень быстро: пока позвонивший называл то, что видит, нападавшие успели разбежаться, оставив избитого лежать на земле.
В считанные минуты после звонка сигнал о случившемся приняли группа задержания Департамента охраны и патрульно-постовая служба милиции. Позвонивший дал точное описание нападавших, рассказал, куда они побежали. И вскоре оба хулигана были задержаны недалеко от места преступления.
В кармане одного из них оказался еще и украденный у другого человека мобильный телефон. Вышло так, что похищенное нашли раньше, чем в милицию позвонил его владелец.
РЯДОМ С ОПЫТНЫМИ ТОВАРИЩАМИ
В основном в дежурке трудятся опытные сотрудники. Но и молодежь, пополнившая ряды отдела, быстро перенимает хорошие традиции, учится у старших товарищей.
Александр Савось в этой службе совсем еще новичок, в ОДС он всего несколько месяцев. Тонкостям профессии обучает его наставник – помощник оперативного дежурного Геннадий Поплавский.
– Раньше я служил в патрульно-постовой службе милиции, был «полевым игроком», теперь же вижу нашу работу с другой стороны и прекрасно понимаю, насколько ответственно быть оперативным дежурным, – говорит Александр Савось.
Ирина СОСНИНА.
Фото автора.