Наверх

Репортаж из Лесино. Журналисты "Нашего края" побывали на строительстве нового барановичского кладбища

30.11.2020 2507 Наш край

Площадь городского кладбища Русино насчитывает чуть более 53 га. Введенная в 1982 году территория для захоронений постепенно уменьшается. Обсуждение строительства нового кладбища началось в 2017 году, к проектированию приступили в 2019-м. В августе 2020 года началось строительство нового кладбища. Накануне Дмитриевской родительской субботы журналисты «Нашего края» побывали на объекте.

strojka-30-11_02.jpg

Мы подъезжаем к сортировочно-перегрузочной станции на Слонимском шоссе, и водитель легкового автомобиля городского ЖКХ уточняет: «Отсюда до нового строительства – рукой подать. Столько же, сколько и до кладбища Русино».

Едем в западном направлении. После указателя «Лесино» машина сворачивает влево, и примерно через 500 метров езды по хорошей асфальтированной дороге водитель останавливается. Так что подъезд сюда благоустроенный. На то, что мы приехали к месту строительства нового городского кладбища, указывает многочисленная техника и штабелями сложенные бревна.

Под будущее кладбище городу выделен участок площадью чуть более 15 га. Наталья Радецкая, инженер по технадзору городского ЖКХ, скептически смотрит на нашу обувь:

– Почему не надели резиновые сапоги? Такие, как у всех здесь? Это же стройка!

В ответ растерянно молчим. Выручает водитель: «У меня в багажнике есть запасные» – и достает мужскую резиновую обувь фотографу.

Вслед за Натальей Юрьевной ступаем на основание дороги к кладбищу.

strojka-30-11_03.jpg

90 метров подъездной дороги уже утрамбовано, и идти комфортно. Открывшаяся панорама, честно скажу, завораживает. На огромной площадке, со всех сторон окруженной 30-метровыми стройными соснами, как муравьи, снуют автомобили: тракторы, самосвалы, экскаваторы. Мы насчитали 15 машин. Каждая занята своим делом.

Заказчиком объекта выступает городское ЖКХ. Тендер на строительство кладбища в Лесино выиграла специализированная организация «Брест­водстрой». На субподряде у брестчан Березовская ПМК-54, «Барановичиремстрой», несвижский «Утилизатор». Последнее предприятие – уникальное в том плане, что имеет специальную технику для дробления и утилизации древесных отходов.

– Мы корчевали пни, – рассказывает Владислав Шулькин, мастер ПМК-54, – самые большие ямы достигали в радиусе двух метров. Глубина, правда, небольшая – сантиметров 70. У елок корневая система поверхностная, вглубь уходят сосны. Затем специалисты из несвижского «Утилизатора» эти пни дробили, складировали в кучи и вывозили на утилизацию.

strojka-30-11_05.jpg

strojka-30-11_06.jpg

Вывезены еще не все древесные отходы. На площадке много темных куч. Некоторые достигают шестиметровой высоты. Использовать с пользой такие отходы затруднительно, потому что щепки и сучья перемешаны с землей, другой растительностью. Теперь этот материал пойдет на утилизацию и дальше, скорее всего, станет хорошим перегноем, органическим удобрением. А древесину – всего 5 500 кубов (один лесовоз забирает 40 кубов) – городское ЖКХ реализует с торгов. Практически весь ассортимент уже продан.

…Экскаваторы выбирают растительный грунт, к ним один за другим подъезжают на погрузку 20- и 10-тонные самосвалы Sсania и МАЗ. Плодородный слой машины везут в карьер Лесино – для складирования. В будущем эта земля пойдет на рекультивацию карьеров.

strojka-30-11_01.jpg

На свободном от техники участке уже несколько дней работает геодезист «Барановичиремстроя» Игорь Школко. Игорь Владимирович занимается разбивкой: деревянными колышками помечена территория под строительство административного здания. Строго с проектом должны совпасть расстояния парковки, зеленой зоны, секторов, пешеходных дорожек.

На новом кладбище предусматривается разместить 10 756 захоронений, среди которых и востребованные участки для газонных захоронений. По всему периметру кладбище будет огорожено. Специалисты «Бресткоммунпроекта» предусмотрели пять въездов на территорию со всех сторон. Перед входом устроят автомобильную парковку для общественного транспорта на 80 мест и велопарковку на 10 мест. Для удобства людей сюда планируется пустить маршрутку.

– Воду на кладбище будут подвозить в цистернах, – поясняет Наталья Радецкая. – Здесь очень глубоко залегают подземные воды, и бурить скважины так, как это сделано на территории кладбища в Русино, нецелесообразно. Проектом предусмотрена также установка емкости для питьевой воды.

strojka-30-11_07.jpg

strojka-30-11_08.jpg

strojka-30-11_09.jpg

А вот дорожки и тротуары вдоль секторов будут выполнены из мелкоштучной плитки. В целом контрактная цена строительства нового кладбища на данный момент составляет 3 773 тыс. рублей. За сентябрь и октябрь на объекте освоено более 426 тысяч рублей.

Новое кладбище намечено построить за шесть месяцев. А что будет со старым, в Русино, когда его закроют?

– Сейчас на городском кладбище в Русино насчитывается примерно 45 000 захоронений, – комментирует ситуацию начальник службы ритуальных услуг городского ЖКХ Александр Нестерович. – Свободного места там останется на полтора года.

По словам Александра Нестеровича, новое кладбище в Лесино начнет действовать тогда, когда закончат захоронения в Русино.

strojka-30-11_04.jpg

Светлана ГИЛЬ

Фото Бориса НОВОГРАНА

К сведению

На территории города всего четыре кладбища. Кроме действующего в Русино, служба ритуальных услуг городского ЖКХ обслуживает старые кладбища на улицах Куйбышева, Декабристов, Калинина. Погребение там запрещено давно, так как кладбища находятся в черте города. Однако на могилах разрешено подзахоронение урн с прахом после кремации. Александр Нестерович сообщил, что в год на старых кладбищах таким образом появляется до 10 подзахоронений.




  • Мы в социальных сетях: