Наверх

Разведчики капитана Черного

25.08.2012 501 Наш край

В августе 1942 года по заданию Генерального штаба в районе Житковичей на Булевом болоте приземлился с парашютом капитан И.Н. Черный (Банов). Он имел приказ в кратчайший срок организовать сбор информации о противнике в крупнейших городах и железнодорожных узлах Белоруссии – Пинске, Житковичах, Бресте, Барановичах, Ковеле, Сарнах, Лунинце, Ганцевичах… Уже к весне 1943 года ни один вражеский эшелон не проходил через район действий соединения Черного незамеченным, ни одна передислокация частей врага не оставалась тайной для советского командования. Разведчики Черного первыми сообщили в Центр о появлении у противника танков и самоходных установок «тигр», «пантера» и «фердинанд», передали их тактико-технические данные, проследили движение эшелонов с новой фашистской техникой на центральные участки фронта.

4 февраля 1944 года Иван Николаевич Черный был удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1968 году им написана книга «Данные достоверны», в которой он рассказывает о действиях разведчиков созданного им соединения, в том числе о действиях разведчиков в городе Барановичи и Барановичской области. После разгрома немцев под Сталинградом действия партизан активизировались. Противник не мог не заметить, что удары партизан превратились из эпизодических и порою случайных – в массовые, планомерные, хорошо продуманные. Они грозили сорвать, парализовать перевозки фашистских армий, а попытки предотвратить крушения эшелонов, обезопасить дороги не приносили успеха оккупантам.

Противник пытался резко сократить движение поездов в ночное время, а днем гнать эшелоны один за другим – не вышло. К обычным средствам подрыва партизаны прибавили подрыв с помощью мин замедленного действия, и эшелоны продолжали валиться под откос, гореть даже среди белого дня. Фашистское командование ставило на всех мостах усиленную охрану, вырубало вдоль железнодорожного полотна лес, строило на особо важных участках дзоты и бункеры по обеим сторонам железнодорожного полотна, бросало на патрулирование дорог регулярные части, но по-прежнему валились под  откос горящие эшелоны, взлетали в воздух мосты.

Гитлеровское командование решило уничтожить партизан или хотя бы оттеснить их из района, насыщенного железнодорожными магистралями. Для одновременного удара по всем партизанским отрядам у немцев не было сил, и облавы проводились поэтапно. Начали с запада, из района Барановичей. Первой акцией была облава в районе озера Выгоновского…

Но наши разведчики, как правило, продолжали действовать и в самое трудное время.

Сводка от 2 декабря 1942 года информировала Центр, что через Барановичи на восток переброшено по железным дорогам три тысячи восемьсот солдат и офицеров германской армии. В составе эшелонов были также цистерны с горючим, платформы с артиллерией и вагоны с боеприпасами.

Сводка от 6 декабря сообщала о прохождении через Барановичи восемнадцати эшелонов врага с войсками, бензином и углем. Барановичские разведчики подсчитали, что с 6 по 13 декабря через Барановичи было перевезено на восток семь тысяч двести солдат и офицеров противника, а на запад – одиннадцать тысяч двести тридцать раненых фашистских вояк. За то же время в сторону фронта проследовали через Барановичи девяносто восемь бронеавтомашин и триста пятьдесят военных грузовиков, а на запад гитлеровцы угнали тридцать шесть эшелонов с советскими людьми, зерном и скотом.

В сводке за 20 января 1943 года, собранной Иваном Жихарем и Игнатом Сергеевым, сообщалось, что на Барановичском аэродроме базируются 17 истребителей, 11 штурмовиков, 130 двухмоторных бомбардировщиков и 7 бипланов-транспортников. Жихарь и Сергеев сообщили подробные сведения о боевых вылетах фашистской авиации с 12 декабря по 8 января 1943 года, указав, в каком направлении совершались вылеты. За эту сводку Центр объявил нашим разведчикам благодарность.

И.Н. Черный называет имена разведчиков соединения, действовавших в других населенных пунктах: в деревне Грабовец – Кармович, дававший сведения по аэродрому, на станции Бытень – Владимир Колесавский, следивший за эшелонами врага, в самом городе – Рытвинский, Матиня, Четырь, Соболь, Озиликов. Сведения по Лунинцу текли через разведчиков Ковеля из местечка Столин, Назарова из деревни Речица, Ждановича, живущего в самом Лунинце, и через их людей. В Пинске действовали разведчик Телькович и его группа.

Противник отступал, огрызаясь, цепляясь за водные рубежи, бросая в бой резервы. Перемена обстановки ощущалась и в нашем крае.

Все крупные станции, пишет автор книги, были забиты эшелонами. В Лунинце скапливалось до двадцати вражеских составов в сутки, чего раньше никогда не было.

Разведчик Антипов из Барановичей сообщал, что там концентрируются немецкие войска, убывающие на Брест. Он отметил длительное пребывание в городе четырех фашистских генералов и четырех полковников. Такого количества «высоких чинов» до сих пор в Барановичах не наблюдали.

Разведчица Кудрявая (Евгения Кологрицкая) передавала: машины гитлеровцев движутся в основном на запад.

Из-под Пинска доносили, что прибывающие туда фашистские войска устраиваются на зимовку.

Иван Николаевич сообщает, что в Барановичах наши разведчики-партизаны провели целую серию диверсионных актов. Например, Найда, применив ранее испытанный способ, уничтожил два самолета. Оба сгорели в воздухе вместе с экипажами. Роговец подорвал магнитной миной авиабомбы на аэродроме. При взрыве пострадали аэродромные по-стройки, было повреждено несколько самолетов и планеров, уничтожена часть солдат охраны. Воробьев подорвал миной паровоз серии СУ, Антипов зажигательными снарядами сжёг конюшню, Дубец подорвал магнитной миной цистерну с бензином на заправочной станции Синявка.

Вскоре после этого Найда уничтожил еще один самолет – двухмоторный бомбардировщик. Матов проник на склад смазочных веществ в самом городе и сжег тридцать шесть бочек смазочных материалов по четыреста литров каждая. Сокол при помощи магнитной мины и пяти килограммов взрывчатого вещества взорвал центральную формировочную автоблокировку станции Барановичи. Станция не работала двое суток. Геркулес такой же миной уничтожил на станции Барановичи восемь цистерн с бензином, стоявших вблизи склада с горючим. Пожар длился семь часов. Сгорели дотла три станционных склада.

Также ловко и беспощадно действовали наши подрывники на других станциях. Каждый подрыв, каждый поджог тщательно готовился. Не случайно наши подрывники ни разу не навлекли на себя подозрения фашистских ищеек. Люди научились работать.

Гитлеровцы тщетно пытались обезопасить себя, установив на всех въездах в город контрольно-пропускные пункты. Не помогло! По всему району катилось эхо взрывов. Над станциями и городами вставали черные столбы дыма.

Красная Армия приближалась к государственной границе, чтобы перешагнуть ее и добить фашистского зверя в его логове. Предстояли еще жестокие бои. Разведчики должны были двигаться впереди наступавших войск, чтобы из глубокого вражеского тыла сообщать командованию о передвижениях противника, о концентрации его войск, об оснащении оборонительных рубежей, о численности гарнизонов и дивизий, об их вооружении.

Путь лежал через Польшу…



  • Мы в социальных сетях: