Наверх

Проблемы «особенных» детей исследуют в БарГУ

02.03.2015 464 Наш край
01
фото Бориса НОВОГРАНА

Знаете ли вы, что наш БарГУ стал первым в Беларуси вузом, в котором проводятся исследования путей продвижения идеи инклюзивного образования и его внедрения?

В словаре непривычное для нашего слуха прилагательное «инклюзивный» толкуется как «распространяющийся на более широкий круг предметов». Нетрудно догадаться, что означает термин «инклюзивное образование». Это образование без барьеров, в том числе таких, какими зачастую выступают психофизические особенности развития ребенка.

В Беларуси идет активное обсуждение концепции развития инклюзивного образования. Так что подвижки, очевидно, не за горами. Одним из шагов к образованию будущего можно назвать дискуссию, которая недавно состоялась в университетской аудитории.

В гости к студентам и преподавателям БарГУ приехали представители международного благотворительного общественного объединения «Дети. Аутизм. Родители». Пришли на встречу и барановичские мамы, у которых растут «особые» дети. Об аутизме сегодня пишут не так уж редко. Люди с аутистическими расстройствами, напомню, болезненно погружены в собственные переживания, нередко отстранены от окружающего мира.

Катализатором для дискуссии послужил фильм Любови Аркус «Антон тут рядом». Работа российского режиссера – из тех, которые переворачивают что­-то внутри зрителя. Юноша с аутистическими расстройствами Антон – невыдуманный персонаж. Из-­за неизлечимой болезни его матери режиссеру приходится принять на себя ответственность за судьбу Антона.

«Был у меня проект, а оказался мальчик», как выражается она сама. Постепенно доброе и внимательное отношение случайной встречной отогревает Антона, и он, когда-­то издававший нечленораздельные звуки, всё больше возвращается к привычному для всех способу общения.

У фильма счастливый финал, отец Антона, давно расставшийся с матерью, принимает его в свой дом…

После просмотра у многих подкатывал комок к горлу, но дискуссия всё же состоялась.

В какой помощи нуждаются такие люди, как Антон? Их нельзя отталкивать, но и в навязчивом внимании они, впрочем, как и остальные «особые» дети, не нуждаются. В этом аудитория была единодушна. А вот на замечание преподавателя, что учителя «априори должны любить всех своих учеников» последовала скептическая реплика студентки:

– Я, будущий психолог, могу пожалеть такого ребенка. Но полюбить? Мне кажется, мы в чем­-то лукавим.

Татьяна Яковлева, руководитель объединения «Дети. Аутизм. Родители», продемонстрировала сюжет ОНТ об одной из столичных школ, в которой ребята с аутистическими расстройствами обучаются вместе со своими сверстниками.

– В какой школе вы бы хотели обучать своих детей? – спросили у мам «особых» детей.

– В обычной, но с сопровождением специально подготовленного педагога, – ответила одна из них.

– Но готовы ли наши учителя работать с такими учениками? – выразила сомнение преподаватель БарГУ Оксана Романович. Докторант Вера Хитрюк, специализирующаяся на проблеме, сказала, что для этого в БарГУ введена дисциплина «Основы инклюзивного образования». Да и сама идея инклюзивного образования родилась не на пустом месте.

– Я лично сидела за одной партой с девочкой с легкой интеллектуальной недостаточностью: как отличница, должна была ей помогать, – привела пример из практики советской школы Вера Хитрюк.

Но, очевидно, проблема популяризации инклюзивного обучения не замыкается сугубо в противоречиях развития образования.

– Родителям «особых» детей будет легче, когда общество научится принимать их ребенка не как исключение, а таким, какой он есть, – высказала свою точку зрения Зоя Козлова, декан факультета педагогики и психологии БарГУ. – Но так складывалось веками общественное сознание, что немного другой человек выпадает из обоймы. В соседней деревне стоял дом, в котором жил глухонемой человек. Так мы, дети, пробегали мимо него. Это, казалось, какой­-то ужас.

– В нашей деревне был такой Антон, только звали его Димой. Я не понимала, почему одни люди подавали ему руку, другие – нет, – рассказала о своих наблюдениях выпускница БарГУ, а ныне преподаватель университета. – Сегодня Дима ходит на работу вместе с братом, открывает там шлагбаум, улыбается каждому и здоровается с каждым. У таких детей, считаю, есть чему поучиться взрослым.

– Будущего педагога нужно готовить к тому, что в классе, в который он придет работать, дети будут очень разные. Отучить общество от стремления ставить клеймо на людях с особенностями психофизического развития – тоже задача. Сложная она, ведь порой, что греха таить, мы друг друга с трудом принимаем. Тем не менее необходимо встать на этот путь, – резюмировала Регина Венцель, зав. сектором научно­-методических ресурсов инклюзивного образования БарГУ. – Давайте шаг за шагом учиться жить в обществе.

Виталий ГЕРЦЕВ



  • Мы в социальных сетях: