Наверх

Проблемы барановичских велосипедистов обсудили на “круглом столе” (обновлено)

02.03.2016 429 Наш край
DSC07079
Велодорожка у «Евроопта» в Боровках. Фото Ирины СОСНИНОЙ

Диалог активистов велодвижения с ответственными лицами, организованный газетой «Наш край», получился интересным и полезным. Полтора часа участники встречи обсуждали проблемы, с которыми сталкиваются приверженцы двухколесного транспорта, искали пути решения возникающих сложностей. Предлагаем отчет о самом интересном из того, что было сказано во время «круглого стола».

О ВЫСОКИХ БОРДЮРАХ И УЗКИХ ТРОТУАРАХ

Андрей МАКАР, администратор группы «Вело Движение Барановичи»:

– Думаю, выскажу общее мнение велосипедистов, что есть определенные проб­лемы в передвижении по городу. Мы обязаны ездить по тротуарам, но некоторые из них находятся в таком состоянии, что даже пешеходу пройти сложно, а на велосипеде проехать и вовсе невозможно. Сложности представляют узкие тротуары, высокий бордюрный камень. Как можно решить эту проблему?

А еще нам очень хотелось бы, чтобы в городе появились велодорожки, по которым мы могли бы и по центру проехать, и за город выехать.

Денис ПОЛЕЩУК, руководитель велодвижения «Поехали»:

– Проблема и в высоких бордюрах. Мне, например, едущему с туристическим рюкзаком, сложно заскакивать на них. А если едет мама с ребенком в специальном кресле? Для нее эти 15–20 сантиметров становятся непреодолимой преградой.

Андрей ШУСТОВ, главный специалист управления архитектуры и градостроительства Барановичского горисполкома:

– Нужно иметь в виду, что по Генеральному плану Барановичей, принятому в 2004 году и действующему до сих пор, в разделе «Поперечные профили улиц» устройство велодорожек предусматривается при реконструкции улиц, в случае их расширения. В то же время исторически так сложилось, что наш город в центре на процентов 60 состоит из индивидуальной застройки. Исходя из этой особенности, расширить улицы, включая проезжую часть и тротуары, можно только за счет сноса строений – индивидуального жилья, административных зданий, строений, принадлежащих юридическим лицам. Понятно, что это весьма проблематично.

В новом генеральном плане, который сейчас вынесен на общественное обсуждение, ситуация остается такая же, то есть обустройство велодорожек планируется при реконструкции улиц. Но есть существенное изменение: учитывается организация велодорожек при новом строительстве. Уже есть план жилого района «Боровцы–Звездная», где конкретно указываются велодорожки.

Аналогичная ситуация с детальной планировкой Восточного района. Велосипедные дорожки планируются и в проекте микрорайона «Северный 2».

Владимир КУДЛАСЕВИЧ, директор «Барановичиремстроя»:

– Я тоже и автомобилист, и велосипедист. И прекрасно понимаю ваши проблемы. Более того, активно работаю над их решением, над возможностью сделать город удобным для велосипедистов. И шаги в этом направлении уже делаются.

В прошлом году у нас изменились технические кодексы установившейся прак­тики по обустройству пешеходных переходов. Если раньше допускалась 50­миллиметровая высота борта над пешеходной дорожкой, то сегодня это уже ноль. Мы уменьшаем высоту бортового камня на всех пешеходных переходах в городе. Например, сейчас такие работы идут на улицах Бадака и 50 лет ВЛКСМ. Если где-­то на одном из пяти перекрестков еще есть высокий борт, то к концу года этого уже не будет.

Но прошу понять одно: город наш хоть и молодой, но строился еще до войны и в первые послевоенные годы. Разумеется, ни о каких велодорожках в те времена даже не слышали. И сегодня обустроить в некоторых местах дорожки для велосипедистов – просто нереально.

Где есть тротуар хотя бы шириной 2,2 метра, метр будет выделен для велосипедистов. Нанесем там пиктограмму, где­-то поставим знаки. Но хочу, чтобы вы понимали, что это – серьезные финансовые затраты, которые в один момент город потянуть не сможет. Например, установка одного знака – это минимум 800 тысяч рублей.

О НОВЫХ МАРШРУТАХ

Андрей ШУСТОВ:

– Совместно с «Барановичиремстроем» и ГАИ мы обсудили проблемы обустройства велодорожек и пришли к выводу, что это необходимо. Исполнительная власть только «за», мы работаем, чтобы сделать город комфортным для всех категорий населения.

Поразмыслив над проблемой, мы пришли к выводу, что есть возможность устраивать велодорожки как в центре, так и на периферии – путем нанесения дорожной разметки. Владимир Александрович представит разработанные проекты, и мы готовы выслушать ваши замечания и предложения.

Владимир КУДЛАСЕВИЧ:

– Хочу сразу заметить, что решение этого вопроса находится на контроле у председателя горисполкома Юрия Анатольевича Громаковского.

Минувшей осенью и зимой мы обследовали тротуары, всю уличную дорожную сеть. В результате были разработаны четыре маршрута для велосипедистов. При этом учитывали возможность двигаться по городу, выезжать из города и, конечно же, минимизировать расходы на обустройство велодорожек. Отмечу, что для реализации этих маршрутов требуется два миллиарда рублей. Повторю: сразу, одномоментно, вложить такие деньги город не может.

К примеру, по одному маршруту надо опускать бордюрные камни на 16 перекрестках, по двум – на 24, еще по одному – на 12 перекрестках. Где­-то потребуется проложить асфальт, где-­то – тротуарную плитку. Плюс необходимо нанести разметку, пиктограммы…

Немного расскажу о предлагаемых велосипедных маршрутах.

velik_1111Первый начинается от парка «Натхнёныя Перамогай». Дальше – переулок Гаевый, улица Парковая, проспект Машерова, улицы Гаевая, Фабричная, Кирова, выезд в сторону Колпеницы.

velik1На этом маршруте есть один проблемный участок: от железнодорожного переезда до «Пожарки» нет тротуара. В целом на реализацию этого маршрута необходимо 211 миллионов рублей.

Второй маршрут – от Центрального вок­зала до озера Мышанка. Он будет пролегать через улицы Вильчковского, Бадака, Слонимское шоссе.

velik2Этот проект самый затратный, здесь требуется проложить асфальт от улицы Бадака и до Мышанки. На укладку асфальта шириной 2,2 метра и толщиной 40 миллиметров (даже без подготовительных работ) потребуется 600 миллионов рублей. С другой стороны, реализация этого маршрута существенно улучшит экологическую обстановку в этом месте отдыха, поскольку количество машин с отдыхающими уменьшится процентов на 15–20, люди с удовольствием поедут туда велосипедами.

Третий маршрут – микрорайон Боровки–площадь Ленина. Он пройдет по улицам 50 лет БССР, Багрима, Домейки, Франциска Скорины, Ивана Андреева, 50 лет ВЛКСМ, Советской, бульвару Хейнола.

velik3В самом микрорайоне Боровки велодорожки уже сделаны, наша задача теперь – вывести этот маршрут в центр города. И мы уже начали эту работу.

Четвертый маршрут – торговый центр «Корона» – озеро Светиловское.

velik4Здесь особых проблем нет, единственное, что необходимо сделать, – заменить асфальт у строящейся церкви на плитку.

Один-­два велосипедных маршрута появятся в городе уже в 2016-­м.

Андрей МАКАР:

– Нельзя ли предусмотреть в перспективе соединение двух маршрутов, идущих от парка «Натхнёныя Перамогай» и от «Короны»?

Андрей ШУСТОВ:
– В дальнейшем это можно сделать через улицу Пролетарскую. Более того, в перспективе все маршруты будут соединены между собой.

О ЛОЯЛЬНОСТИ

Денис ПОЛЕЩУК:

– На данный момент ездить по городу проблематично, а ГАИ нас штрафует. Можно ли отрегулировать ситуацию так, как это сделано в Восточной Германии? У них, к примеру, ситуация похожая: для обустройства велодорожек используют тротуары.

Но они поступают немного иначе: сначала делают велодорожку, ее полностью тестируют, убирают все бордюры, затем ставят знаки, что по проезжей части ехать нельзя, а по велодорожке – можно. Если этого знака нет, то велосипедисты имеют право ехать по проезжей части. Плюс у них габаритные велосипеды, которые не вмещаются в узкие тротуары, им разрешено ехать по проезжей части. Их не так много, поэтому они не затрудняют движение автомобилистов.

Мы бы хотели именно такого подхода, а то получается, что нам велодорожки еще не сделали, а уже штрафуют. Хотелось бы лояльного отношения к себе со стороны ГАИ, если у нас оборудованы велосипеды по правилам, мы едем аккуратно, явно не нарушаем, но просто не можем ехать по неприспособленному тротуару.

Сергей ЖИТКО, начальник Госавтоинспекции Барановичского ГОВД:

– Изменить действующее законодательство в рамках одной административно­-территориальной единицы – города Барановичи – Госавтоинспекция не может. Нужно понимать, что Правила дорожного движения не созданы для какого-­то одного коллектива, группы, города. Они созданы для всех участников дорожного движения, для всей Беларуси.

В Правилах четко прописано, что все участники дорожного движения имеют свои права и обязаны выполнять определенные законом правила. Если в Правилах написано, что при наличии тротуара велосипедист должен передвигаться по тротуару, то дать негласное разрешение на нарушение этого правила Госавтоинспекция не может. Иначе это уже будет нарушение с нашей стороны.

Я не думаю, что инспекторы дорожной патрульной службы бросаются на вас, если вы не смогли заехать на высокий бордюр и объехали его по проезжей части. Но если есть нормальный тротуар, а велосипедист едет по проезжей части, тут уж, извините меня, нарушение.

А трафик у нас в городе очень большой, и если в полосу движения вклинивается еще и велосипедист, то это создает массу проблем. И, разумеется, расценивается как нарушение Правил дорожного движения, то есть как административное правонарушение.

Скажу также из своего опыта: 90 процентов всех велосипедистов – не автомобилисты, они правил не знают и считают, что им должны все уступать дорогу. Как правило, когда они двигаются у правого бортового камня и им нужно повернуть налево, они даже не смотрят, что происходит на дороге, а просто поворачивают. Более того, большинство из велосипедов даже не оборудованы зеркалами заднего вида, так что даже возможности посмотреть на проезжую часть у них нет.

Денис ПОЛЕЩУК:

– В Правилах дорожного движения указан один пункт, который не понятен для нас, велосипедистов, и ГАИ не может определиться с его трактовкой. Я говорю о фразе «невозможность движения по тротуару». Что это значит?

Например, в Германии четко сказано: невозможность движения по тротуару в связи с ямами, битыми стеклами, высокими бордюрами. А у нас как понимать эту фразу? Довольно часто говорят о невозможности как об отсутствии самого тротуара, но, на мой взгляд, это абсурд: если тротуара нет, понятно, что ехать по нему невозможно. В моем понятии невозможность – это все­-таки высокие бордюры.

Сергей ЖИТКО:

– В нашем понимании «невозможность» – это тротуар, который имеет выраженные дефекты: проломы, ямы, или тротуар, имеющий ширину, при которой движение велосипедиста физически невозможно. И я уверен, что ни один инспектор ГАИ не будет придираться, если велосипедист в таких условиях выедет на проезжую часть.

Наталья КАРАЧУН, велосипедистка:

– А высокие бордюры, которые невозможно переехать? Приходится все время спешиваться и обходить их.

Сергей ЖИТКО:

– Высокие бордюры для нас не аргумент. Мы же говорим о невозможности езды именно по тротуару, а бордюрный камень обозначает окончание пешеходной зоны. Правилами же предусмотрено пересечение проезжей части велосипедистом спешившись.

Конечно, если возникают проблемные моменты, будем проявлять лояльность. Но не нужно этим злоупотреблять.

О МАССОВЫХ ВЕЛОПРОГУЛКАХ

Андрей МАКАР:

– Скажем честно, правила нарушают все. У нас, например, велодвижение объединяет более пяти сотен человек. Конечно, одновременно все не собираются на велопрогулки, но бывают ситуации, когда собирается около ста человек. И как в такой ситуации выехать за город? Как проехать такой массе велосипедистов по тротуарам? Это же просто невозможно!

Андрей ВОЛКОВЫЦКИЙ, старший госавтоинспектор ОГАИ Барановичского ГОВД:

– В проведении таких культурно-­массовых мероприятий Госавтоинспекция всегда идет навстречу, оказывает помощь. Мы выделяем экипаж, спецмашину для сопровождения. Просто заранее известите нас о своих планах, и проблем никаких не будет.

Прошу вас также понять, что в один момент убрать все бордюрные камни в городе невозможно. Посмотрите, сколько их было понижено только за прошлый год, и сегодня эта работа продолжается. Наберитесь терпения, проблема решается, но это дело не одного дня.

О ПЕРЕВОЗКЕ ВЕЛОСИПЕДОВ

Денис ПОЛЕЩУК:

– Есть проблема с провозкой велосипедов в железнодорожном транспорте. Например, в некоторых кассах Брестской области не продают билеты на места для провозки велосипедов, оборудованные в «Штадлерах». Как поступать в такой ситуации?

Геннадий БЫКОВ, начальник пассажирского отдела Барановичского отделения Белорусской железной дороги:

– В таком случае необходимо приобрести еще один билет, указав, что собираетесь перевозить велосипед.
В соответствии с Правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2015 г. № 609, в счет нормы бесплатного провоза ручной клади допускается перевозка одного велосипеда в разобранном и упакованном виде размером по сумме трех измерений не более 200 сантиметров. Перевозить в пассажирских поездах с нумерованными местами неразобранные велосипеды нельзя.

Также необходимо иметь в виду, что каждый велосипед размером по сумме трех измерений более 200 сантиметров перевозится за дополнительную плату как за 50 кг ручной клади.

В поездах региональных линий эконом­-класса велосипеды можно перевозить как в разобранном виде, так и в неразобранном. В разобранном виде в чехле его можно перевозить в специально отведенных местах для багажа. В неразобранном виде – в тамбуре вагона не более одного велосипеда.

Хочу заметить, в настоящее время рассматривается вопрос обустройства специальных велостоянок во всех подвижных составах региональных линий эконом­-класса.

Денис ПОЛЕЩУК:

– Проблема в том, что бесплатно можно провозить багаж с общими габаритами до 200 сантиметров. Если чехол с велосипедом в эти рамки не вместится?

Геннадий БЫКОВ:

– Нужно придерживаться данных габаритных размеров, чтобы избежать недоразумений при осуществлении посадки и поездки.

О БЕСПЕЧНОСТИ

Ольга САКУТА, старший инспектор группы информации и общественных связей Барановичского ГОВД:

– Хотела бы обратить внимание еще на одну важную проблему – сохранность велосипедов. С наступлением теплого времени года хищения двухколесного транспорта происходят постоянно. Раскрывать такие преступления сложно, поскольку злоумышленник может отвезти украденное на реализацию в другой город.

Наталья КАРАЧУН:

– Возможно, проблему можно было бы решить, если бы не приходилось оставлять велосипеды просто у стены дома или привязывать их к дереву… Ведь велостоянки есть не везде, а где они есть – зачастую неудобные. Может, есть какие­то правила, обязывающие владельцев магазинов и других организаций устанавливать велостоянки?

Андрей ШУСТОВ:

– В действующих правилах и технических кодексах не предусмотрена обязанность собственников объектов недвижимости устанавливать велостоянки. Это является добровольным делом.

Ольга САКУТА:

– Скажу больше: основная кража велосипедов происходит не на улицах и вовсе не из-­за отсутствия стоянок. По нашей статистике, 85% таких хищений происходят в подъездах многоквартирных домов. Убедиться в этом легко: практически в любом подъезде с наступлением весны вы увидите велосипед. И хорошо еще, если хозяин позаботится хотя бы о том, чтобы пристегнуть его тросиком. Во многих же случаях двухколесный транспорт просто стоит у стены в местах общего доступа.

Подготовила Ирина СОСНИНА.



  • Мы в социальных сетях: