Наверх

«Принял с сохой, оставил с бомбой…»

04.03.2013 282 Наш край

5 марта 1953 года – 60 лет назад – перестало биться сердце Иосифа Виссарионовича Сталина, крупного политического деятеля, Генерального секретаря ЦКпартии, Председателя Совета Министров СССР, Генералиссимуса.

Его уход из жизни был воспринят как тяжелейшая утрата не только трудящимися СССР, но и всего мира.

Один из известнейших поли­тиков ХХ века У. Черчиль высо­ко оценил Сталина как госу­дарственного деятеля, оста­вившего глубокий след в миро­вой истории. Это он, выступая в английском парламенте в день смерти советского вождя, сказал: «Сталин принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой».

Некоторые нынешние исто­рики создают такую благостную картину предреволюционного времени, что, право, от умиле­ния хочется пролить слезу. Утверждения о сытой жизни на­рода до революции – циничная и откровенная ложь. В России в 1913 году насчитывалось 32 миллиона безработных людей. Это к стенаниям определенной части творческой интеллиген­ции о процветающей России, которую мы потеряли.

Первая мировая война пока­зала, что Российская империя не в состоянии воевать с высо­коразвитой в промышленном отношении Германией и ее со­юзниками. Придя в 1917 году к власти, большевики получили тяжелое наследие, усугубивше­еся гражданской войной. Стра­на, по словам Ленина, напоми­нала «еле живого человека…»

Историю советского обще­ства 1920-х годов обычно свя­зывают с новой экономической политикой, которую стали про­водить большевики после окон­чания гражданской войны. НЭП, безусловно, явился тем лекарс­твом, которое позволило вос­становить народное хозяйство, обрести относительную внут­реннюю стабильность в стране, но одновременно показал, что этого недостаточно ещё для дальнейшего индустриального развития. Сталин, обладавший всей полнотой власти в стране, выдвинул амбициозный план индустриализации советского государства: «Мы должны за 10- 15 лет пройти путь промышлен­ного развития, иначе нас сом­нут». В первую очередь стояла задача развития тяжелой про­мышленности – энергетики, ме­таллургии, машиностроения.

Если одним странам привле­кать инвестиции в промышлен­ность помогала перекачка ре­сурсов из колоний, другим – массированный приток иност­ранного капитала, а зачастую и то, и другое, то в СССР колоний не было, иностранный капитал тоже не баловал. Сталин пред­ложил план передвижения средств из области средств потребления в область произ­водства средств производства. Важнейшим источником вкла­дывания денег в строительство новых предприятий стало сель­ское хозяйство, в первую оче­редь крестьяне. Им не выдава­ли паспортов, а без этого доку­мента невозможно было устро­иться на работу. Вместе с тем молодежи удавалось выехать из деревни по оргнаборам на стройки, поступить в ремеслен­ные училища, техникумы, институты.

В большинстве колхозов тру­додни оплачивались очень сла­бо. Кроме того, крестьяне пла­тили денежный налог и факти­чески бесплатно отдавали госу­дарству продукцию со своего подворья: мясо, яйца, молоко… По сути, село было колонией.

Важнейшим подспорьем в проведении индустриализации страны стал «Архипелаг ГУЛАГ» – масштабная система прину­дительного труда заключенных, применявшегося в первую оче­редь на вредном производстве, в отдаленных районах страны.

Нельзя сбрасывать со счетов и массового трудового энтузи­азма, царившего в колхозах, на стройках, фабриках и заводах.

Имелся еще один источник пополнения государственной казны – принудительная под­писка на облигации на сумму месячного оклада и заработной платы. Иначе говоря, каждый взрослый человек работал ме­сяц бесплатно. Таким образом, у государства появились де­ньги, на которые у развитых стран закупалось оборудова­ние, технологические линии, заводы. Так, например, в Горь­ком (Нижний Новгород) был полностью смонтирован завод из Америки. Нынче даже убеж­денные противники вождя от­мечают, что сам он был заяд­лым трудоголиком. Сталин, до­поздна засиживаясь в Кремле, часто встречался с директора­ми крупных промышленных предприятий. Даже за обеден­ным столом не вел пустопорож­них разговоров со своими со­беседниками.

В середине 30-х годов поло­жение в аграрном секторе ста­билизировалось. В 1935 году отменили карточную систему. В крупных промышленных горо­дах, не говоря уж о Москве и Ленинграде, в магазинах появилось огромное количество продовольствия по доступным ценам. И прав был вождь, когда говорил, что с каждым годом жизнь населения становится лучше.

В 30-е годы Советский Союз вошел в четверку стран, спо­собных производить любой вид промышленной продукции. Беспощадный экзамен советской промышленности устрои­ла Великая Отечественная вой­на. Хоть и с большими потеря­ми, но страна его выдержала.

Автор данной статьи созна­тельно не касался массовых репрессий, имевших место во времена правления Иосифа Сталина, – это не входило в мою задачу. Но то, что Сталин являлся государственником в самом высоком смысле этого слова, сомнению не подлежит.

У него было трое детей: дочь Светлана, сыновья Яков и Васи­лий. Когда началась война, Яков, старший лейтенант, ар­тиллерист, сразу же убыл на фронт. Когда зашел к отцу про­ститься, услышал на дорогу: «Иди и воюй».

Яков провоевал всего лишь месяц: в районе Лиозно Витеб­ской области попал в немецкий плен. После Сталинградской битвы, в ходе которой советскими войсками был пленен фельдмаршал Паулюс, с не­мецкой стороны поступило предложение обменять его на плененного сына Сталина. На что получили ответ вождя: «Солдат на маршалов не меня­ем». Немцы расстреляли Якова Сталина в 1944 году.

Другой сын Иосифа Виссари­оновича – Василий – также участвовал в боях, причем бес­страшно.

Известно и то, что при жизни Сталин имел всего лишь двух­комнатную квартиру и две госу­дарственные дачи. Одну из этих дач он распорядился отдать под госпиталь.



  • Мы в социальных сетях: