Целый рабочий день я провел на предприятии. Беседовал при этом не только с генеральным директором, но и с другими руководителями и специалистами, простыми рабочими.
Разными были эти беседы, звучали и замечания. Многим хотелось бы, чтобы зарплата была повыше. В целом по объединению она, кстати, в 2012 году составила в среднем 385 долларов. Это на 51 доллар больше, чем было в 2011 году, но все равно меньше, чем в среднем по стране и по городу Барановичи. В то же время мои собеседники и дальнейшее благополучие предприятия, и свое собственное благосостояние связывают с техническим перевооружением предприятия. Готовы во имя осуществляемой модернизации некоторое время потерпеть. Верят, что их ожидания окупятся сторицей. Сошлюсь на наблюдения и надежды некоторых своих собеседников.
Их судьбы простое полотно
Лариса Новикова в свое время выучилась на ткачиху. Как говорится, жизнь заставила потом переучиться на швею. Когда в 2000 году приступила к исполнению своих обязанностей, то вскоре убедилась, как сильно хромает на швейном участке организация труда. Грузчики привозили ей комплекты, в каждом из которых было 12 единиц постельного белья. Лариса Романовна выполняла несколько операций на каждой единице. Было много излишних переходов, непроизводительно использовался ее, швеи, труд.
В последнее время на швейной фабрике «Блакiт», которую выделили в отдельное производство, произошло немало перемен. Они коснулись и непосредственно швеи Л. Новиковой. Была осуществлена и оптимизация ее рабочего места. Нынче Лариса Романовна отвечает за одну операцию. На тех же швейных машинах Новикова и ее подруги раньше изготавливали в месяц 17–18 тысяч двуспальных комплектов, а вот в октябре прошлого года изготовили 86 тысяч! При этом надо отметить, что после проведенной реорганизации фабрика стала выпускать больше продукции с меньшими затратами. А задача стоит, чтобы в ближайшее время выйти на выпуск 100–110 тысяч условных единиц в месяц. Для этого осуществляются технические нововведения. Еще немаловажный фактор – прибавка к зарплате. У передовой швеи Л. Новиковой она нынче 3,6–3,8 миллиона рублей, в целом по фабрике пока несколько ниже.
– Сейчас я с удовольствием и желанием иду на работу, – призналась Лариса Романовна. – У нас работают замечательные люди, хорошо налажена взаимозаменяемость. Руководство старается мобилизовать коллектив на выполнение более сложных задач.
Пусть у нас еще тесновато, не лучшим образом сказывается на производительности то обстоятельство, что фабрика расположена не в одной плоскости, не на одном этаже. Но девчонки стараются, появился в последнее время и азарт, блеск в глазах. И самоотдача похвальная. Год назад нам надо было выполнить срочный заказ. Так, девочки дружно после предновогоднего огонька, сняв свои выходные туфли, садились за швейные машины, выполняли срочную работу. Раньше на такое подвигнуть их было невозможно. Весьма знаменателен и красноречив, считаю, этот поворот. Как и другие признаки добрых перемен. После четырнадцатилетнего перерыва у нас в объединении снова прошла спартакиада здоровья. Она проводилась в оздоровительном лагере «Мечта», от которого предприятие, несмотря на различные трудности, не отказалось, летом здесь отдыхают дети текстильщиков. В спартакиаде участвовала и команда нашей швейной фабрики «Блакiт», заняла несколько призовых мест. И в целом мы стали чаще коллективом собираться в свободное от работы время. Экологическим маршрутом съездили недавно в Пинск.
Руководство фабрики старается мобилизовать коллектив на выполнение более сложных задач. Убеждает нас цифрами и фактами, старается включать при этом соответствующую мотивацию. И это находит отклик в коллективе. Лично я решила овладеть новыми знаниями в своей профессии, поступила и учусь заочно в Барановичском колледже легкой промышленности.
Виктор Лабко уже давно закончил это учебное заведение. В 1998 году, отслужив в армии, пришел работать на БПХО помощником мастера.
– Что изменилось с тех пор? – поинтересовался я у собеседника.
– Раньше, – ответил Виктор Александрович, – у нас было много простоев. Сейчас работа постоянно есть, трудимся в три смены. Лично я обслуживаю полтора комплекта станков. Получаю в месяц 4 миллиона рублей зарплаты. Конечно, маловато. Но есть уверенность, что это временное явление. Новое руководство предприятия, считаю, на верном пути. Предпринимаемые им усилия, уверен, обязательно дадут результат, в том числе и в виде повышения зарплаты. Уже есть реальные подтверждения этому. У меня, например, трудовой отпуск благодаря соответствующей записи в коллективном договоре администрации и профсоюзного комитета на 2011–2013 годы составляет 39 дней. Я, как и мои товарищи, получил премии, подарки и пособия к 23 февраля, Дню текстильщика, к началу учебного года, так называемые овощные. Короче, на предприятии начали больше заботиться о людях.
Покидая предприятие, заглянул во Дворец культуры. Здесь профсоюзный активист Людмила Кухарская вместе с помощницами вручала новогодние подарки членам профсоюза, предназначенные для их детей. Каждый из таких подарков стоит около 70 тысяч рублей. Почти у каждого из 2,5 тысячи работников предприятия есть дети, зачастую в семье их несколько.
Людмила Кухарская после того, как в 2009 году ее избрали председателем профкома, добросовестно тянет груз многочисленных забот профсоюзного лидера. При этом она во многом преуспела и в решении жилищно-бытовых вопросов членов профсоюза, охране их труда, организации свободного времени и многом другом. Как результат этого, Людмилу Анатольевну недавно избрали членом Совета Республики Национального собрания Беларуси.
В этом я увидел доброе предзнаменование, еще одно свидетельство возрождения значимости и славы объединения. Ранее руководители и лучшие труженики предприятия постоянно выбирались депутатами самого высокого уровня. Затем был длительный период, когда доверие оказывалось другим, но только не представителям этого самого большого в городе коллектива. Незавидные производственные результаты влияли на это. И вот после многолетнего забвения случился прорыв. И этот прорыв, уверен, не будет единственным.
Музей как тест на будущее предприятия
Мне посчастливилось побывать в числе первых, так сказать, неофициальных посетителей еще не открытого музея Барановичского производственного хлопчатобумажного объединения. В музее завершалась оформительская работа, в которой участвовала и ветеран предприятия, редактор многотиражной газеты «Текстильщик» Вера Бачурина.
Слушал рассказ добровольного гида — заведующей технической библиотекой Ирины Логиновой. Рассматривал вместе со спутниками стенды, посвященные первому директору предприятия Георгию Константиновичу Цапаеву, который 23 года отдал хлопчатобумажному комбинату, другим руководителям и простым труженикам. И при этом испытывал непростые чувства. Лично для меня это было и путешествие в журналистскую юность. В 1979—1985 годах, работая корреспондентом барановичской объединенной газеты, я неоднократно бывал на хлопчатобумажном, писал о его делах и людях. И когда наш добровольный гид рассказывала, например, о Герое Социалистического Труда Валентине Буловой (к сожалению, ныне покойной), я вспоминал, как встречался с ней, как Валентина Павловна сказала мне, начинающему тогда журналисту, нетрафаретные слова, сделала искренние признания, которые затем опубликовала не только местная газета, но и союзная «Социалистическая индустрия». Валентина Булова вместе с подругами-ткачихами Валентиной Филанович и Марией Кандирандой выступили инициаторами выполнения двух пятилетних планов за пятилетку и сильно в этом преуспели, подтверждением чему стали не только конкретные публикации. Сам был очевидцем, как в 1991 году предприятию заслуженно вручили орден Трудового Красного Знамени.
После развала СССР это предприятие начало сокращать объемы производства. Резко упали заработки. Жители Барановичей и его окрестностей, ранее стремившиеся устроиться на хлопчатобумажный, стали покидать предприятие, искать иную работу. Мне тогда довелось узнать и одну неприглядную сторону — писать о массовых хищениях ткани, других негативных явлениях. И, признаюсь честно, болела при этом душа о производственном флагмане Барановичей, некогда гремевшем на весь Советский Союз, а потом катившемся в экономическую пропасть.
Мы прекрасно поняли чувства и переживания друг друга, когда вспоминали те времена с ткачихой Еленой Ваниславчик. Она на предприятии работает с 1992 года, после окончания училища. Когда хлопчатобумажный начало лихорадить, Елене Владимировне на некоторое время не по своей воле пришлось даже переквалифицироваться. Затем все равно вернулась работать на свои ткацкие станки. В последнее время зона обслуживания Ваниславчик составляет 15 таких станков, на три больше, чем предусмотрено нормой. Ткань, которую изготавливает на них, идет затем на пошив элитного белья, которое пользуется большим спросом у покупателей.
Меня поразило то, что Елена Владимировна, обычная ткачиха, дока не только относительно того оборудования, которое непосредственно обслуживает сама, но и в курсе нюансов технического перевооружения, которое осуществляется на предприятии. Более того, ей не терпится побыстрее перейти на новое высокоскоростное оборудование, которое будет внедрено в производство в четвертом квартале 2013 года. И на профсоюзных собраниях, и в повседневной жизни Е. Ваниславчик, как профгруппорг, доводит подругам по работе информацию о преимуществах и особенностях предстоящей работы на новом оборудовании, которая, помимо всего прочего, сулит и существенную прибавку к зарплате. Вот такие проверенные в производственных радостях и горестях активисты являются надежными помощниками администрации при проведении технического перевооружения на предприятии.
И для редактора «Текстильщика» Веры Бачуриной, и для рабочей Елены Ваниславчик, и для других ветеранов и тружеников объединения открытие в это непростое время музея БПХО — своеобразный тест на выживаемость, гарантия того, что у предприятия есть будущее. Это и убедительный, считаю, признак его успешного возрождения.
Комментарий в тему
Председатель Барановичского горисполкома Виктор ДИЧКОВСКИЙ:
— В настоящее время наблюдается достаточно непростая ситуация на рынке текстиля. Неоднозначно она складывается и на Барановичском производственном хлопчатобумажном объединении. Раньше концерн «Беллегпром» давил на его руководителей, и предприятие часто работало не на рынок и запросы потребителей, а на «вал», оседавший на складах. Если бы не президентская поддержка, не Указ № 205 главы государства, однозначно БПХО постигла бы такая же судьба, как аналогичные, давно уже закрытые на просторах бывшего СССР предприятия.
Надо отдать должное новому руководству хлопчатобумажного объединения. Воспользовавшись президентской поддержкой и грамотным курированием предприятия премьер-министром Беларуси Михаилом Мясниковичем, оно провело серьезную работу по диверсификации экспорта. Имея достаточно затратную схему потребления энергоресурсов (в СССР электроэнергия для таких промышленных гигантов, можно сказать, ничего не стоила), успешно преодолевает устаревшие подходы и сокращает расходы такого рода. Приведу лишь две цифры: за год отрицательное сальдо внешней торговли предприятия уменьшилось вдвое, то есть на 11,5 миллиона долларов. Сэкономлено для страны более 11 млн. долларов. Это оптимистический признак оздоровления экономики объединения.
Можно привести и другие примеры, свидетельствующие о возрождении некогда могущественного градообразующего предприятия. Но дело, думается, не в количестве примеров, а в тенденциях, которые прослеживаются в работе объединения. Они вселяют надежду на то, что добрые перемены на хлопчатобумажном будут продолжены. Вот уже и выработка на одного работающего превзошла самый высокий уровень, достигнутый в советские времена.
Город всегда подставлял плечо предприятию, чтобы освободить от бремени содержания социальных объектов, забрал в коммунальную собственность Дворец культуры «Текстильщик», два общежития, объекты здравоохранения. Правда, к чести текстильщиков, они оставили за собой детский оздоровительный лагерь, в котором за смену проходят оздоровление 300 мальчишек и девчонок.
Радует, что они серьезно думают о своем будущем. Это подтверждает и стратегия развития объединения в 2012—2015 годах, предусматривающая выход на стабильную, высокопроизводительную работу. Достигаться это будет за счет двух составляющих. Прежде всего оптимизации производства, предусматривающей разработку и реализацию комплекса технологического обновления и инноваций, а также управленческих процессов, проведение технической модернизации и повышение эффективности производства и труда. Вторая составляющая — расширение рынков сбыта — предусматривает создание с участием баз, торгующих текстилем, специального прообраза — производственно-торгового кластера, в котором ведущую роль будет играть БПХО. Кроме того, появятся новые дилеры в России, здесь откроется 40 фирменных магазинов. Поверьте: это не заоблачные мечты, а стратегия, которая обязательно воплотится в реальность. Лично у меня в этом нет никаких сомнений. Впрочем, БПХО никогда не было камнем на шее у государства. В 2007—2012 гг. государственная поддержка оценивается в сумму около 27 млн. долларов. А возвращенная сумма оказанных льгот, преференций, поддержки и уплачиваемых в бюджет налогов превышает 65 млн. долларов.