Для многих православных жителей Барановичей Свято-Покровский храм является колыбелью их духовной жизни. На протяжении без малого полувека он оставался единственным православным храмом в городе.
Возможно, не будет преувеличением сказать, что Свято-Покровская церковь, будучи старейшей в Барановичах, несёт в себе дыхание старины и отеческого предания. Однако, думается, накануне престольного праздника Покрова Пресвятой Богородицы справедливо будет обратить свой взор на святыни, которые существовали здесь ещё до возведения Покровского храма.
ПЕРВОЙ такой святыней на заре истории города стала бригадная церковь во имя святого блаженного Николая Кочана, жившего во времена преподобного Сергия Радонежского в Великом Новгороде. Этот храм был устроен в 1890 году в здании столовой 2-й железнодорожной бригады, располагавшейся в нынешнем авиагородке вплоть до начала Первой мировой войны. Храм находился на бригадном плацу в пределах квадрата, образуемого нынешними улицами Заслонова, Орджоникидзе, Рокоссовского и Комарова на пересечении последних двух улиц. Напротив храма была построена колокольня.
Н. В. Старостенков в своей книге «Железнодорожные войска России» пишет: «В деле воспитания военных железнодорожников определенную роль играли священнослужители храма Николая Кочана. В начале каждого периода обучения командиры батальонов согласовывали со священником бригадной церкви время и порядок проведения уроков по Закону Божьему, которые затем вносились в общее расписание занятий. Как правило, уроки по Закону Божьему проводились один раз в неделю с утра. Продолжительность занятий составляла два академических часа».
С началом Первой мировой войны в Барановичах, как известно, разместилась Ставка Верховного главнокомандующего. Последний протопресвитер Русской армии и флота Георгий Шавельский, который прибыл вместе с генералами и офицерами в расположение Ставки в августе 1914 года, в своих воспоминаниях пишет: «В центре железнодорожного городка стояла бригадная церковь. Верховный, да и многие из нас были удивлены совпадением: церковь эта оказалась посвященной имени Св. Николая (Кочана) Христа ради Юродивого, Новгородского Чудотворца, небесного покровителя великого князя. На Руси множество Николаевских храмов, но все они посвящены имени Св. Николая, Архиепископа Мирликийского Чудотворца, церковь в честь Св. Николая Юродивого я встретил впервые. На мистически настроенного великого князя это обстоятельство, – что церковь в Ставке оказалась посвященною его патрону, – произвело большое впечатление.
С первого же дня нашего пребывания в Барановичах установились ежедневные, утром и вечером, церковные службы. Сразу же сорганизовался прекрасный хор. Пело на первых порах, правда, всего десять человек, но зато это были отборные певцы придворной капеллы и Петроградских хоров: митрополичьего и Казанского собора. Церковь сразу завоевала симпатии чинов штаба. Великие князья неопустительно бывали на воскресных и праздничных литургиях, а иногда и на всенощных. Верховный, как и брат его, великий князь Петр Николаевич, страдал слабостью ног. Поэтому для них на левом клиросе были устроены два кресла с высокими небольшими сиденьями, чтобы на них, незаметно для публики, можно было присаживаться. За каждой службой обязательно производился денежный сбор, при котором блюдо прежде всего подносилось к великому князю Николаю Николаевичу, и он всякий раз клал на него двадцатипятирублевую бумажку».
Перед храмом регулярно совершались построения личного состава и смотр войск. В этой церкви, во время своих визитов в Ставку, неоднократно возносил свои молитвы и император Николай II, причисленный вместе со своей августейшей семьей в 2000 году к лику святых. В память посещения города Барановичи святым страстотерпцем предел Свято-Покровского храма в 2002 году был освящен в честь царя Николая, царицы Александры и их чад.
Об истории храма Николая Юродивого после августа 1915 года, когда город был занят немецкими войсками, практически ничего неизвестно. Сегодня на месте бригадной церкви находится дом № 12 по ул. Рокоссовского.
Кроме бригадной церкви, в ведении 2-й железнодорожной бригады были ещё два храма.
В 1903 ГОДУ недалеко от сухарного завода Виленского интендантства была построена церковь в честь святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Об этой церкви почти нет сведений, кроме того, что она была приписная к церкви Николая Кочана и службы в ней совершал бригадный священник. Этот храм находился между нынешними улицами Встречной и Хлебной. Если проехать по улице Димитрова до склада магазина «Цвик» на ул. Хлебной и двигаться дальше, то в конце улицы справа можно увидеть старый барак, подобный тем, что остались ещё в авиагородке. Вот за этим бараком и находился Никольский храм. Если с ул. Димитрова по 2-му переулку Димитрова пройти до улицы Встречной и посмотреть налево через дорогу, то взору предстанет то самое место.
В 1896 году на военном кладбище была построена церковь в честь святого благоверного князя Александра Невского. Храм был небольшой – всего 112 кв.м, не считая алтаря и притвора. В нем совершались заупокойные службы и проходили отпевания воинов и гражданских работников железнодорожной бригады, в состав которой входили три батальона.
С апреля 1921 года по октябрь 1931 года этот храм, как впоследствии Покровский, был единственным православным храмом в городе. Причиной тому послужил пожар, уничтоживший приходскую церковь Смоленской иконы Божией Матери, располагавшуюся на месте нынешнего Свято-Покровского храма.
В связи с застройкой центра города после Великой Отечественной войны этот храм было предложено перенести за город, где сейчас проходит ул. Тельмана, но прихожане отказались, поскольку в то время там был пустырь. В итоге храм и причтовый дом в 1949 году были разобраны. Община св. Александра Невского объединилась с Покровской, а из материала, появившегося в результате демонтажа зданий, были построены причтовые дома Свято-Покровского прихода. На месте кладбищенской церкви сейчас находится стоянка такси на пл. Ленина.
В 1908 ГОДУ в Барановичах была построена первая приходская церковь. Она была освящена в честь Смоленской иконы Божией Матери. Об этом храме уже упоминалось выше.
Первым настоятелем Смоленской церкви стал Федор Алексеевич Стращеня. Он родился 14 марта 1885 года в селе Дарево Новогрудского уезда Минской губернии в семье фельдшера. 27 июня 1905 г. окончил Минскую духовную семинарию. Был учителем в Бобруйской соборной церковно-приходской школе. Там же в Бобруйске женился на Анне Cтепановне Окулич. В 1908 году подал прошение о предоставлении вакантного места законоучителя в барановичских железнодорожных школах. 22 июля 1908 года епископом Минским и Туровским Михаилом рукоположен во диакона, а 27 июля во священника и назначен настоятелем новопостроенного храма в Барановичах.
В 1915 году в память о пребывании в городе Ставки Верховного главнокомандующего к храму были пристроены два придела, один из которых в честь Николая Кочана, имени которого уже была посвящена бригадная церковь г. Барановичи.
В ночь на Светлый Понедельник 19 апреля (2 мая по новому стилю) 1921 года храм сгорел. Волей Вседержителя, прелагающего всякую печаль на радость, на месте сгоревшей церкви был возведен храм Покрова Пресвятой Богородицы – хранитель не только уникальных мозаичных панно из варшавского Александро-Невского собора, но и православной веры в городе, положивший начало строительству новых храмов и возрождению веры в сердцах нынешнего поколения. Говоря о благой Господней воле, можно заметить, что Александро-Невский храм на улице Тельмана все-таки появился, а недалеко от места старого Александро-Невского храма сегодня построен храм Святых Жен-Мироносиц.
Всматриваясь в историю, нельзя избежать ошибок и неточностей. Возможно, и в этом материале есть погрешности. Ещё остается немало темных пятен, на которые хотелось бы пролить свет.
Позвольте обратиться к вам, дорогие читатели, с просьбой. Если кто-нибудь имеет какие-либо документы, фотографии и другие материалы, касающиеся истории Православной Церкви в городе Барановичи, принесите их в Свято-Покровский храм, за что мы будем вам искренне признательны.