28 ноября воцерковленный православный народ вступил в Рождественский пост, который, как известно, длится до самого Рождества Христова – сорок дней.
В Греции так и говорят: сорокадневия. На протяжении сорокадневии мы не вкушаем мяса, молочных продуктов, яиц. Рыба на Филипповку (от имени апостола Филиппа, память которого празднуется накануне поста) – разрешается, за исключением, разумеется, среды и пятницы. В самом преддверии Рождества, со 2 января, следует попоститься как можно строже. Таковы правила.
ОЧЕНЬ многие люди, когда речь заходит о посте, говорят: «А я пощусь целый год – мяса не ем, молока не пью…» При этом человек может быть далёк от веры, может не ходить в церковь, не иметь представления о церковных таинствах. Поэтому и невдомёк ему, что пост – это не только воздержание телесное, но прежде всего – духовное. Это значит, что в это время ты прежде всего должен попостить свою душу, предоставив ей пищу, в которой она нуждается. Ведь у души тоже есть своя пища, свой хлеб насущный, и это – слово Божие. По своей повреждённой грехом природе мы и так не слышим Бога, или слышим еле-еле, плохо-плохо, а в повседневной текучке, да ещё если седьмой день посвящается отдыху на диване, наша бедная душенька просто погибает. А если представить себе, какую при этом ей, голодной и холодной, приходится ношу нести из всевозможных страхов, волнений, обид, тяжёлых или просто нерадостных мыслей, то вообще непонятно, как мы существуем.
Дать пищу душе – это значит помочь ей увидеть свет, точнее – Свет. Конечно, многие задаются вопросом: а есть ли на самом деле этот свет – Свет, или это выдумки. Но ведь не зря в молитве говорится: только чистые сердцем Бога узрят. Поэтому надо по-
трудиться. Надо очистить свою душу от греха. Все эти излишние волнения, переживания, страдания – только верхушка айсберга, видимые симптомы нашей грехов-
ной природы. Существует только один верный способ очищения души и тела – церковная исповедь. А к ней, как водится, лекарство – причащение Святых Тайн, Тела и Крови Христовых. Ничего более важного и ценного человечеством не придумано, да и не нами, грешными, это придумано, а даровано нам Богом.
ВРЕМЯ поста, когда человек сознательно не отягощает себя вкусной и сытной пищей, постит свою душу, очень ответст-
венно для верующих. Как сказала одна моя знакомая, прихожанка храма Святых Жен-Мироносиц, в это время боишься даже лишнее движение сделать. Что касается движений душевных, то во время поста они все как на ладони. Сначала вроде бы ничего. А потом терпения всё меньше и меньше. Ни тебе кефирчику попить, ни конфетку съесть. И, разумеется, никаким шоу по телевизору себя не отвлечь-развлечь. Для того пост и установлен, чтобы человек сознательно, хотя бы в определённое Церковью время увидел, что на самом деле он из себя представляет. Увидел и покаялся, то есть принёс Богу свои грехи.
Господь и так уже взял всю вину за грехи наши на Себя, и пронёс их через огонь смерти, и освятил нашу грешную природу своей победой над смертью. А мы всё не хотим понять этого, не хотим понять, что уже прощены. Так надо же отдать свои грехи Господу – увидеть, осознать и отдать, а не держать их при себе, крепко прижимая к груди и причитая: «Бедный я бедный, никто меня не понимает… Все злые… Сколько же мне терпеть приходится, и никто меня не пожалеет. А ведь я столько добра людям делаю…» Пост существует для осознания своих грехов. По большому счёту это предназначение всей жизни нашей, но в ней есть ещё особое время для покаяния – время церковного поста.
ЧТО касается тех, кто «и так мяса не ест, молока не пьёт», то есть соблюдающих определённую диету, то, конечно, ничего в этом плохого нет. Ведь тело является храмом души, и о храме этом, физическом своём самочувствии, должно заботиться. Только нужно помнить, что заботы только о физическом самочувствии автоматически не приносят здоровья духовного. А здоровье духовное – это всё. Это наша связь с Богом, это наше всецелое упование на Него, это понимание того, что Он податель всех благ, Он – Спаситель. Это когда душа изо всех сил стремится к Свету, потому что знает, что Свет есть. Когда шаг за шагом человек очищает себя от всякой мерзости и грязи, то душе всё более очевидно, что Свет есть. Очам душевным – видно. Поэтому человек идёт на этот Свет, а Господь человеку навстречу.