Наверх

ПОПС номер два

18.12.2013 314 Наш край

Передвижные отделения почтовой связи – панацея для деревни.

С утра зарядил снег, порывы ветра чуть не сбивали с ног, и мое беспокойство по поводу того, сумеет ли почтовый фургон доехать до маленьких окраинных деревень района, усилилось. Автомобиль «Газель Купава», в котором нашлось место и для журналиста, затемно отправился в путь с вокзала Полесские, загрузившись на участке доставки и сортировки почты мешками с корреспонденцией, свежими газетами, журналами, посылками.

На круги своя

Передвижное отделение почтовой связи (ПОПС) номер один появилось в Барановичском узле в 2011 году. В прошлом году к нему добавилось еще одно. Два передвижных отделения были созданы взамен трех стационарных (в Зеленой, Катминовцах, Постаринье), закрытых по причине нерентабельности. «Людей в деревнях становится всё меньше, и мы вынуждены проводить оптимизацию сети, – объяснила заместитель начальника узла почтовой связи Светлана Таробеш. – Но качество обслуживания населения не ухудшилось: мы оказываем все те услуги, которые прежде оказывали в стационаре».

Так ли это? Решила проехать по маршруту ПОПСа номер два. Познакомилась с водителем Василием Федюком и начальником передвижного отделения почтовой связи Яниной Гавдис, у которой стаж работы – поч­ти 40 лет. Девчонкой она помогала маме­-почтальону разносить газеты в Столовичах да так и пошла дальше по ее стопам: после окончания школы стала трудиться в районном узле почтовой связи.

Любопытно, что в начале трудовой биографии в семидесятых годах Янина тоже работала начальником передвижного отделения, про нее даже заметка под заголовком «Почта на колесах» была в нашей газете. Во второй половине восьмидесятых поч­ту на колесах упразднили. Теперь всё вернулось на круги своя, и приветливая Янина оказалась в родной стихии. Она не скрывает, что эта работа ей нравится, хотя и связана с постоянными разъездами: «Я люблю общаться с людьми».

Кроме доставки газет, начальник ПОПСа оформляет подписку на печатные издания, выплачивает пенсии, принимает платежи (коммунальные, за мобильный телефон и т.д.), открывает вклады, продает различные товары (от оцинкованных тазиков до печеночного паштета). В фургоне имеется компьютер для работы. «Нужно быть профессионалом во всём и не расслаб­ляться», – подчеркивает Янина.

Трудности маршрута

Заезжаем в расположенные по пути стационарные отделения районного узла почтовой связи и оставляем корреспонденцию для них. В Арабовщинском отделении с четырех часов ночи погас свет из-­за метели и ураганного ветра. Электрики работали на линии, чтоб устранить повреждения.

Поднимались ввысь снежные вихри. Дорогу Арабовщина – Новоселки замело, но не настолько, чтоб не почувствовать сплошные выбоины. «Едем, как по шиферу», – комментирует Янина. Водитель Василий, которому всякий раз приходится преодолевать «шифер», терпеливо молчит.

В этот день нам повезло, и почтовый фургон нигде в снегу не застрял. В прошлую зиму его приходилось не раз выталкивать из сугробов по пути на хутора Льняники и Жабинцы. В Пруды тоже добираться сложно: дороги, как таковой, там нет – лес, поле, болото. «Шесть километров туда – что все 26», – замечает водитель.

А еще в деревнях много собак. «В Селявичах прямо бросаются на автомобиль, хватают за колеса», – рассказывает Янина.

Любовь к «Нашему краю»

В Селявичах осталось с пяток домов, где живут люди, да и то половину жителей на зиму забирают в город дети. Всё немногочисленное население выписывает газету «Наш край». Как и в Новоселках. Но напротив трех фамилий в «ходовике» (это тетрадка, в которую Янина Гавдис заносит сведения о подписчиках) теперь прочерки: за полгода не стало трех жителей деревушки. Но их фамилии Янина не вычеркивает: возможно, летом приедут в родительские дома дети и захотят выписать газету. Какую? Самая желанная на селе – «Наш край».

– Сельчане выбирают именно эту газету, – говорит Янина. – И агитировать никого не надо. Наоборот, напоминают мне, когда получают пенсию (в тех же Гарановичах, например), не забыла ли оформить подписку. Одна бабушка посетовала: «Плохо видеть стала, но как не выписать «Наш край»? Это ж без новостей остаться».

Ради «Нашего края» почтовый фургон осиливает труднодоступные километры на хутор Жабинцы, где пенсионер Степан Ковальчук с женой получают «районку», сразу трехразовый выпуск. А когда выходит массовый четверговый номер «Нашего края», то его доставкой в пятнадцать деревень ПОПС № 2 занимается допоздна, преодолевая 160 километров.

Признаюсь: в течение поездки было приятно ощущать на себе любовь подписчиков к нашей газете. Всех журналистов они знают заочно по именам. А тут случилась и очная встреча. Пенсионер Виктор Бортник из Зеленой заявил: «Я любитель вашей газеты». В Крепочах мы зашли в дом супругов Владимира и Таисии Гриб – представителей сельской интеллигенции, чтоб оформить им подписку на первое полугодие следующего года. «Наш край» они выписывают сорок лет. «И буду выписывать всю оставшуюся жизнь, – резюмировал педагог­-пенсионер Виктор Гордей, преподававший математику в Гирмантовской школе. – Ценная газета, моя любимая. В ней печатается много полезной информации».

В Крепочах и ряде других деревень Янина разносит газеты по поч­товым ящикам. Ей помогает водитель – они ведь одна команда. «Бывает, пока разнесешь газеты по заснеженной деревенской улице, то вспотеешь так, что спина становится мокрой».

К порогу ананасы подвезут

Передвижное отделение почтовой связи стало популярным на селе, особенно в населенных пунктах, где нет магазинов, в немалой степени из­-за своей торговой деятельности. «К самому порогу товар подвезут, далеко ходить не надо», – заметил инвалид третьей группы из Крепочей Николай Лущик. Он купил муку, рис, гречку, сахар, тушенку, томатный соус. Фургон остановился напротив его дома. «По первому зову, там, где махнут рукой, останавливаемся», – подчеркивает Янина Гавдис.

Кроме того, что удобно (автолавка, например, у каждого дома не останавливается, а до магазина, если он есть, порой неблизкое расстояние), население приобретает товары в почтовой «перед­вижке» и из-­за более низких торговых наценок. Продовольствие пользуется спросом всегда. Можно купить сгущенное молоко, ананасы в кусочках, зефир в шоколаде, самые вкусные кукурузные палочки и многое другое, в том числе сладкие новогодние подарки. Из промтоваров хорошо идут оцинкованные тазики (в них можно стерилизовать стеклянные банки), синтепоновые одеяла (они легкие, экологичные). В фургоне оборудована специальная выставочная витрина.

– А теперь зима, и мы обуваем мужчин, – сообщила Янина.

Поступило сразу несколько заказов на зимние сапоги больших размеров – из Жабинцев, Богушей, Омневичей. Стоят они всего 129 тысяч 800 рублей, пусть не кожаные, но теплые и удобные. «Я своему отцу такие тоже купила», – говорит начальник ПОПСа номер два.

Почтовое отделение на колесах не продает лекарств. Но из чисто человеческого участия Янина приобретает их в аптеке и привозит человеку, который попросил. «Одно спасение – передвижная почта», – услышала я от пенсионера Виктора Бортника, когда белый фургон остановился в Зеленой.

След жизни

Это достаточно большая деревня, где раньше находилось стационарное почтовое отделение. «Передвижка» стоит здесь больше двух часов согласно расписанию. Развозить­-разносить газеты по деревне не нужно – это сделает почтальон. Янина включает компьютер, принимает платежи, но из­-за плохой погоды редкие жители населенного пункта решаются выйти из своих домов. Кто-­то принес деньги для оплаты услуг оператора мобильной связи, кто-­то приобрел сигареты, кто-­то купил газету «Наш край» (газеты можно не только выписать, но и купить).

При оптимизации почтовой сети пришлось сократить в Зеленой двух из трех почтальонов стационарного отделения. Осталась лишь Жанна Сайлевич, которая теперь работает почтальоном «передвижки». Она получает у начальника ПОПСа свежую корреспонденцию, денежные суммы для выплаты пенсий, товар для реализации и отправляется в неблизкий путь. За день проходит около 17 километров, обслуживая жителей деревень Зеленая, Душковцы, Насейки, Поручин, Микуличи. Летом почтальона выручает велосипед: можно и подъехать, и тяжелую сумку пристроить. Зимой приходится сложнее из-­за снегопадов, а дороги не всегда
быстро чистятся.

При повороте в очередной малонаселенный пункт водитель ПОПСа Василий Федюк бросил реплику: «Мы первыми сюда путь прокладываем». Он имел в виду заснеженную дорогу без единой колеи. После проезда почтового фургона остался след, свидетельствующий о том, что деревня не забыта, что она держит связь с внешним миром. За этот след жизни сельчане благодарны. «Мы для них – как экстренная помощь», – выразилась Янина. И она права.



  • Мы в социальных сетях: