В кабинет редактора зашел посетитель. И долго не знал, с чего начать разговор. А потом, назвав себя Ильей Викторовичем, сбиваясь, поведал, как нам показалось, в общем-то необычную историю.
Из Москвы Илье Викторовичу позвонил двоюродный брат, чтобы тот приезжал на похороны – умерла жена брата.
Илья Викторович бросился на Центральный вокзал за билетами, взял на первый проходящий из Бреста на Москву и позвонил домой своей жене Галине Григорьевне: «Времени в обрез, домой не успею… Бери такси, деньги из загашника и приезжай на вокзал».
Похоронили свояченицу, посидели за поминальным столом, поговорили…
Думали Илья Викторович и Галина Григорьевна побыть в Москве еще денёк-другой, посмотреть столицу некогда великой Родины, да передумали – очень уж поведение свояка-москвича не понравилось. Не понравилось высокомерным отношением, пренебрежением к Беларуси: «Вы – нахлебники России…» У него и к другим бывшим республикам СССР было такое же отношение. Вот это и не понравилось гостям. И, обидевшись за родину, решили они уехать на следующее после похорон утро.
В четыре часа утра разбудили брата: «Мы уезжаем, закрой дверь». – «Да что вы, побудьте, погостите, я вам потом и билеты на обратную дорогу куплю…»
Не согласились, уехали.
На вокзале начались приключения: билетов не купить, воды не попить, в туалет не сходить – на руках только белорусские деньги, впопыхах не успели дома обменять их на российские. И в роскошной Москве наши рубли нигде не меняют.
Отчаявшись, Илья Викторович и Галина Григорьевна сели в электричку Москва–Вязьма без билета. Затем – в другую: Вязьма–Смоленск, потом Смоленск–Орша. Ни из одной, вникнув в ситуацию, контролеры «зайцев» не высадили: «А на что нам ваши «деревянные»? – говорили контролеры, когда им предлагали белорусские деньги. Или: «Да ладно уж, едьте, братья-белорусы!»
«А все-таки уважают нас россияне, не все такие, как мой двоюродный брат», – доволен итогом поездки Илья Викторович.
А рассказал он эту историю для того, чтобы, во-первых, другие наши земляки, собираясь в Россию, не попали в такую же ситуацию и заранее побеспокоились о своей финансовой «безопасности». И, во-вторых, найти ответ на вопрос: «Что делать, если всё же случится нечто подобное?» Ведь у многих спрашивал Илья Викторович, никто не дал ответа.