– Неужели теперь вы оставите общественную деятельность? – первый вопрос интервью «выпорхнул» непроизвольно, сам собой. То, что Александр Манащук покинул пост председателя ветеранской организации Белорусского союза офицеров родной 120-й зенитно-ракетной бригады, удивило многих.
Был, есть и буду защитником Отечества! Защищал и буду защищать порядок в нём, установленный Конституцией, – кратко и четко, как настоящий полковник, ответил Александр Степанович. Тон, с которым он произносил каждое слово, не оставил никаких сомнений: сказал – сделает.
…Безусловно, когда Александр Манащук сообщил о своем решении, друзья-ветераны наотрез отказывались его отпускать.
– Хватит, два десятка лет председателем – много! Пусть кто-нибудь уже меня сменит, – так объяснил им свое желание. И смущенно добавил: – Хочется немного пожить для своей семьи.
Не знаем, получится ли это у Александра Степановича: он снял с себя лишь часть общественной нагрузки – по-прежнему заместитель председателя городской организации Белорусского союза офицеров, член областного совета этого же общественного объединения, да и натура у него не домоседа… А «для других» Александр Манащук пожил – дай Бог каждому. Ровно тридцать лет в армии. Не верится, что через четыре дня крепкому, коренастому полковнику исполнится семьдесят.
На его глазах сменилось несколько эпох и Конституций. Александру Степановичу есть с чем сравнить день нынешний, и ему известно, за что этот день ценить. Прекрасно помнит начало 1990-х, когда распалась большая страна, и холодные дни 1947-го, когда мальчишкой бродил по пустым украинским полям в надежде отыскать картошинку – хотя знал, что убрали все до единой. Он понимает, зачем ему, офицеру-отставнику, всё это: с того самого 1994 года, в котором была принята Конституция Республики Беларусь, ветеран участвует в избирательных кампаниях – то в качестве наблюдателя, то в окружной комиссии, то в инициативной группе. Бывает в родной Украине и видит по-следствия политических «экспериментов». Полковник в отставке продолжает защищать Родину.
В детстве любимой игрушкой Саши был мамин орден – крестьянская семья даже по тем временам считалась многодетной – шестеро детей. Малец с удовольствием примерял орден – как чувствовал, что однажды его грудь украсят 15 медалей. Но когда подрос, мама Анастасия Васильевна в штыки приняла его желание поступать в Оренбургское зенитно-артиллерийское училище. Александру исполнился год, как на фронте погиб его отец. Однако неизведанный мир манил юношу (что видел сельский пастушок?!), и никакие материнские уговоры оставить затею не помогли.
– Сказал тогда: не поступлю – так хоть мир посмотрю, пока буду поездом до Оренбурга добираться.
Но авантюра удалась. Упорству паренька поддавались любые преграды. В школе он учил математику и физику по-украински, к вступительным экзаменам экстерном пришлось освоить курс в русском варианте. Александр Манащук не только с блеском окончил училище – поступил учиться дальше, в киевскую Академию ПВО.
– Всяко бывало по службе, дорога моя не была усыпана цветами, холмиста, как у всех, – рассказывает Александр Степанович и скромно добавляет: – На амбразуру не бросался, за должностями большими тоже никогда не гонялся.
Да и невозможно представить его в роли карьериста – полковник не из тех, кто юлит, что думает – говорит прямо, в глаза, как шутливо выражается сам, «по-рабоче-крестьянски».
Служил он и в Германии, и на Дальнем Востоке, в поселке Раздольное, в котором одна улица, но длиной
Всюду защитника сопровождала супруга Галина Семеновна.
– Моя верная боевая подруга. Не было случая, чтоб она не встретила меня либо не проводила – ни когда я ходил в форме, ни на «гражданке».
– Со школы любовь, – улыбаясь, тихонько прибавляет жена и спешит на кухню за кипятком – чай во время нашей беседы остыл.
– Да, я перешел в шестой класс, а Галина в пятый, когда мы познакомились. С тех самых пор вместе. В августе 48 лет будет, как свадьбу сыграли.
Есть у семьи свои традиции – например, дружно отмечать дни рождения. Никакие отговорки во внимание не принимаются! Ещё Манащуки верны памяти. Отец Галины Семеновны также погиб на фронте. Долго супруги не знали, где, на каком кладбище похоронены их отцы. Наконец, после упорных поисков, спустя 30 лет после дня Великой Победы Александру Степановичу удалось установить точное место захоронения, и летом 1975 года две легковые машины остановились на Микулинецком кладбище города Тернополь. Из них вышли семьи Александра Манащука и его брата Ивана, с цветами отправились к братской могиле № 8 – там на граните среди других имен было выбито: «Манащук Степан Петрович». Помянули по обычаю, помолчали, сели в автомобили и поехали в село Гаи Растоцкие, что в трех десятках километров от Тернополя, на могилу отца Галины Семеновны…
Александр Степанович, к слову, не единственный полковник в роду Манащуков: такое же звание носят его брат и три племянника. Многим его родным упали на погоны звезды: подполковнику-сыну и майору-зятю, супругам двух племянниц.
Как-то на учениях «Щит Отечества – 2004» у Александра Манащука спросили: «А вы знаете, кто белорусский гимн написал?» Не успел ветеран ответить, как ему представили Владимира Коризну. На память о знакомстве с одним из авторов текста государственного гимна осталась фотокарточка.
– Не понимаю тех людей, которые не выучили слова белорусского гимна – они действительно очень красивые, торжественные.
С не меньшей гордостью ветеран говорит о правнуке Максимке:
– Дождаться правнука, считаю, также достижение…
Какой ещё штрих добавить к портрету человека, который, один из многих, стоит на защите главного закона страны? Добавить, что он Почётный ветеран города, Почётный член Белорусского союза офицеров? Или рассказать, что своими руками построил дом, на досуге трудится на небольшой пасеке – сам как пчелка?
Точнее всего, как нам кажется, передаст характер Александра Степановича короткая фраза его дочери Светланы: «За папой я как за каменной стеной». Да и не только она – вся страна может быть спокойна, когда у неё есть такие патриоты, как Александр Манащук.