…Лето. Жарко. Солнце высоко в зените. На берегу озера много отдыхающих. Все радуются теплой ласковой воде.
С КНИЖКОЙ в руках лежу в высокой траве. Меня не видно, но я хорошо вижу и слышу всё, что происходит вокруг. Шум, радостные возгласы доносятся с озера. Крики белокрылых чаек над голубой гладью воды, аромат цветущих трав… Ах, лето!..
Но тут мое внимание привлек старец. Одет по-зимнему. На нём старенькое поношенное пальто, на ногах валенки, сшитые из сукна «галоши». Опираясь на палочку, пытался перейти проселочную дорогу. С чувством сострадания я смотрела на его сгорбленную фигуру.
Вдруг на дороге появилась легковая машина. Из открытых окон доносились крики, смех. Полуголые загорелые мальчишки веселились на всю катушку. И вот один из мальчишек наполовину высунулся из авто с… трубой в руках и, когда машина поравнялась со старцем, крикнул: «Эй, дед, хочешь, я сыграю тебе последний марш?!» Вся компания громко загоготала в спину немощного человека. Раздались звуки похоронного марша. В салоне автомобиля весело кричала компания, подражая этим звукам.
По моей коже побежали мурашки. Сутулая фигура старика на минуту остановилась. Он с укором посмотрел на разгулявшихся ребят, махнул рукой и быстро засеменил через дорогу.
Машина пролетела так быстро, что облако пыли на минуту закрыло солнце и всё вокруг. В этой пыли оказался и старец. Сколько я потом ни всматривалась, так и не увидела его. Впечатление было такое, как будто всё мне показалось. Волшебство какое-то?
НА СЛЕДУЮЩИЙ день я снова на озере. На том самом месте. Солнце в зените. Очень жарко. Читаю книгу.
Слышу шум машины. Поднимаю голову. Машина едет медленно, за ней – люди.
– Что случилось? – спрашиваю, подойдя к процессии.
– Мальчишка утонул, – отвечает женщина.
Взглянув на покойника, вздрагиваю: очень он похож на того, который играл на трубе. Неужели? Расстроенная ухожу домой.
Третий день моего отдыха. На том же месте стараюсь дочитать книгу. Боже! Сердце затрепыхалось. Та же картина. Неужели и сегодня что-то случилось? Точно. На машине медленно везли второго мальчишку, загорелого, юного.
Больше я не стала ходить на озеро. Страх настолько одолел, что не хотелось радоваться ни солнцу, ни тёплой воде.
В ОДИН из летних вечеров провожала подругу. Идём, разговариваем. Вдруг слышим голос бегущего от озера мужчины: «Утопленника нашли! Утопленника нашли!»
Мужчина подбежал к нам, весь дрожит, не может скрыть волнения: «Утопленника нашли. Зацепился за корягу. Весь день искали и только к вечеру нашли. Молодой, лет 18-19».
– Неужели это кара? – подумала я. Дрожащим голосом стала рассказывать о случившемся на озере подруге.
– Может быть, – тихим голосом ответила она.