Кто не знает имя летчика Виктора Талалихина, совершившего первый ночной таран в годы Великой Отечественной войны?
О герое слышал каждый, кто учился в школе. Но далеко не все горожане в курсе, что человек, который готовил машину Талалихина к тому самому воздушному бою, живет у нас в Барановичах. На днях полковник в отставке Николай Вишняк отметил свое 95-летие.
В 1941 году шли тяжелые бои под Москвой. Авиация только успевала отражать налеты фашистов на столицу. Окончивший двумя годами ранее Вольское военное авиационно-техническое училище Николай Вишняк уже мог отличить своих железных птиц от чужих на слух, по звуку мотора. На один наш самолет, рассказывает Николай Игнатьевич, приходилось по три-четыре летчика. Почему так? Многие белорусские аэродромы в первые же дни войны были разгромлены врагом – отсюда и кадры. Лишними их никак назвать нельзя: самолеты поднимались на защиту родного неба по 7–8 раз в день. У Николая Вишняка, старшего техника эскадрильи 174-го авиаполка в городе Подольске, было 15–20 минут, чтобы «подкормить» птичку боеприпасами и горючим, и самолет снова взмывал в высь. В такое напряженное время однополчанин Виктор Талалихин и совершил подвиг, сюжет которого потом переходил из книги в книгу.
Лунной ночью с 6 на 7 августа его истребитель «И-16», подготовленный к вылету Николаем Вишняком, поднялся в воздух по тревоге. Летчик заметил, как на фоне луны промелькнул силуэт самолета, а догнав его, разглядел и свастику на хвосте. Поймал в прицел и дал очередь из пулемета. Один мотор вражеского «Хейнкеля» задымил, что не помешало фашисту развернуться и попытаться «сделать ноги». Но Виктор Талалихин бросился в погоню: горящий двигатель был хорошим маяком. В решающий момент закончились патроны, и летчик решил отрубить винтом истребителя хвост фашистского самолета. Пули «Хейнкеля» прошили кабину, ранили руку. Талалихин всё же настиг бомбардировщик и врезался в него. Тот стал стремительно падать, а наш герой успел выпрыгнуть с парашютом. О подвиге Талалихина однополчане узнали только утром.
– Труд механика – самый ответственный на земле. Как подготовит он самолет, такого успеха жди в небе, – говорит полковник в отставке Анатолий Мишечек, заслуженный военный летчик, ведущий инженер по подготовке кадров 558-го авиаремонтного завода, депутат городского Совета депутатов.
После войны Николай Вишняк окончил военную инженерную академию, служил старшим инженером авиачас-тей, был заместителем командира 61-го истребительного авиаполка. В отставке работал на 558-м авиаремонтном заводе, где его – единственного – наградили орденом Трудового Красного Знамени.
– Очень грамотный специалист, который умело передавал свой опыт, направлял всех нас, – отзывается о Николае Игнатьевиче однополчанин Константин Смолоногов, служивший инженером эскадрильи. – Мы одни из первых перешли на СУ-9, сверхзвуковые самолеты.
«Лет до ста расти до старости, а потом на пенсию перейти» и другие добрые пожелания услышал Николай Вишняк в свой день рождения. С юбилеем полковника поздравили председатель совета городской организации Белорусского союза офицеров Анатолий Мишечек, председатель городской организации Белорусского общественного объединения ветеранов Лариса Кожеурова, командование 61-й авиабазы, руководство 558-го авиаремонтного завода. Поздравления поступили и из Санкт-Петербурга – там живёт сын Игорь, в прошлом, к слову, подводник.