Наверх

Подвиг в небе и на земле

20.12.2013 276 Наш край

Кто не знает имя летчика Виктора Талалихина, совершившего первый ночной таран в годы Великой Отечественной войны?

О герое слышал каждый, кто учился в школе. Но далеко не все горожане в курсе, что человек, который готовил машину Талалихина к тому самому воздушному бою, живет у нас в Барановичах. На днях полковник в отставке Николай Вишняк отметил свое 95-летие.

В 1941 году шли тяжелые бои под Москвой. Авиация только успевала отражать на­леты фашистов на столицу. Окончивший двумя годами ра­нее Вольское военное авиаци­онно-техническое училище Ни­колай Вишняк уже мог отли­чить своих железных птиц от чужих на слух, по звуку мотора. На один наш самолет, расска­зывает Николай Игнатьевич, приходилось по три-четыре летчика. Почему так? Многие белорусские аэродромы в пер­вые же дни войны были раз­громлены врагом – отсюда и кадры. Лишними их никак на­звать нельзя: самолеты подни­мались на защиту родного не­ба по 7–8 раз в день. У Николая Вишняка, старшего техника эскадрильи 174-го авиаполка в городе Подольске, было 15–20 минут, чтобы «подкормить» птичку боеприпасами и горю­чим, и самолет снова взмывал в высь. В такое напряженное время однополчанин Виктор  Талалихин и совершил подвиг, сюжет которого потом перехо­дил из книги в книгу.

Лунной ночью с 6 на 7 авгу­ста его истребитель «И-16», подготовленный к вылету Ни­колаем Вишняком, поднялся в воздух по тревоге. Летчик за­метил, как на фоне луны про­мелькнул силуэт самолета, а догнав его, разглядел и сва­стику на хвосте. Поймал в при­цел и дал очередь из пулеме­та. Один мотор вражеского «Хейнкеля» задымил, что не помешало фашисту развер­нуться и попытаться «сделать ноги». Но Виктор Талалихин бросился в погоню: горящий двигатель был хорошим мая­ком. В решающий момент за­кончились патроны, и летчик решил отрубить винтом истре­бителя хвост фашистского са­молета. Пули «Хейнкеля» про­шили кабину, ранили руку. Та­лалихин всё же настиг бом­бардировщик и врезался в не­го. Тот стал стремительно па­дать, а наш герой успел вы­прыгнуть с парашютом. О по­двиге Талалихина однополча­не узнали только утром.

– Труд механика – самый от­ветственный на земле. Как подготовит он самолет, тако­го успеха жди в небе, – гово­рит полковник в отставке Ана­толий Мишечек, заслуженный военный летчик, ведущий ин­женер по подготовке кадров 558-го авиаремонтного заво­да, депутат городского Сове­та депутатов.

После войны Николай Виш­няк окончил военную инже­нерную академию, служил старшим инженером авиачас-тей, был заместителем коман­дира 61-го истребительного авиаполка. В отставке работал на 558-м авиаремонтном за­воде, где его – единственного – наградили орденом Трудо­вого Красного Знамени.

– Очень грамотный специа­лист, который умело передавал свой опыт, направлял всех нас, – отзывается о Николае Игна­тьевиче однополчанин Конс­тантин Смолоногов, служив­ший инженером эскадрильи. – Мы одни из первых перешли на СУ-9, сверхзвуковые самолеты.

«Лет до ста расти до старо­сти, а потом на пенсию перей­ти» и другие добрые пожела­ния услышал Николай Вишняк в свой день рождения. С юби­леем полковника поздравили председатель совета город­ской организации Белорус­ского союза офицеров Анато­лий Мишечек, председатель городской организации Бело­русского общественного объ­единения ветеранов Лариса Кожеурова, командование 61-й авиабазы, руководство 558-го авиаремонтного заво­да. Поздравления поступили и из Санкт-Петербурга – там живёт сын Игорь, в прошлом, к слову, подводник.



  • Мы в социальных сетях: