Большинство родителей готовы горы свернуть, лишь бы защитить своего ребенка. Это если речь идет об обычных родителях. Однако встречаются и такие папы-мамы, от которых приходится защищать детей. Именно с такими историями чаще всего сталкивается комиссия
по делам несовершеннолетних Барановичского горисполкома, члены которой иной раз проявляют просто соломонову мудрость, разбираясь в хитросплетениях людских судеб…
РЕБЕНОК КАК РАЗМЕННАЯ МОНЕТА
Перед членами комиссии предстают отец, бабушка и прабабушка маленького Алеши: маму мальчика так и не удалось разыскать и уговорить явиться на рассмотрение ее семейной беды.
В свои три с половиной года ребенку пришлось столкнуться с предательством самых близких людей. Маме куда интереснее проводить время с мужчинами (знакомыми и незнакомыми) и веселыми компаниями. Она «дружит» со спиртными напитками, неделями может не появляться в квартире у бабушки, где сейчас живет Алеша.
Иногда ребенок пропадает вместе с мамой, и тогда найти их – задачка не из простых. За последних несколько месяцев мать восемь раз меняла съемные квартиры. Когда члены комиссии по делам несовершеннолетних все же вышли, как говорится, на след, в квартире их встретили горы пустых бутылок из-под пива. Еды для мальчика не было. Ребенок, лишенный материнской заботы, как мог сам себе пытался сварить манную кашу. Маленького мальчика на полу с кастрюлей у его ног социальные работники и психологи не забудут никогда.
А что же папа малыша?
Так получилось, что с мамой маленького Алеши он познакомился уже тогда, когда мальчик родился. Однако все равно решился связать с нею свою жизнь, а малыша усыновил. Правда, как выяснилось потом, этот серьезнейший, казалось бы, шаг оказался пустышкой, видимостью.
На самом деле усыновление помогло Кириллу (так зовут отца) избежать воинского призыва. И сегодня, когда мальчику уже больше трех лет и соответственно отпала возможность «откосить» от армии благодаря маленькому ребенку, Кирилл готов в любой момент подать заявление в суд об отмене отцовства.
Вот и вышло, что ребенок нужен только прабабушке и бабушке, остальные взрослые слишком заняты собой, чтобы подумать о малыше.
Члены комиссии принимают решение признать малыша нуждающимся в государственной защите и немедленно изъять его из семьи, поместив в приют.
– Ребенок получит психологическую травму, не нужно его забирать из семьи, пускай будет с нами, – пытается повлиять на решение комиссии бабушка мальчика.
Но члены комиссии непреклонны: оставить Алешу в семье, куда в любой момент может явиться мать, нельзя.
– Вы же понимаете, что не сможете отказать ей, если она пожелает забрать сына и уведет с собой, а это опасно для жизни и здоровья ребенка, – говорит заместитель председателя комиссии Светлана Юрчик. – В прошлый раз она водила мальчика по разным местам. Его видели в Боровках в компании незнакомых мужчин; где ребенок ночевал, – неизвестно. А назавтра в садик привела его не мама, а тоже незнакомый мужчина. Хорошо, что все закончилось относительно благополучно…
Бабушка все равно продолжает настаивать, чтобы оставили ребенка в семье, и с горечью ругает свою непутевую дочь. Мол, с детства она такая неуправляемая. Слово матери для нее ничего не значит.
– Вы сейчас говорите о своей дочери как о совершенно чужом человеке, – вступает в разговор психолог территориального центра социального обслуживания населения города Марина Калгина. – А между тем должны понимать, что в любом случае за все, что с ней происходит, вы несете ответственность. Значит, упустили в свое время дочь, не дали ей любви, не показали правильную модель поведения.
В этот же день Алеша отправится в приют, где с ним будут работать педагоги, психологи. У родителей же мальчика остается последний шанс вспомнить о сыне и вернуться к нормальной жизни. Если за полгода этого не произойдет, они будут лишены родительских прав и могут потерять малыша.
Ирина СОСНИНА.