Барановичи – крупнейший железнодорожный узел Беларуси. Завтра исполняется 143 года с того момента, когда по новому построенному участку железной дороги Смоленск – Брест прошел первый товарно-пассажирский поезд. С того дня было открыто регулярное движение поездов. Это положило начало развитию нашего города.
Новая железнодорожная станция свое название получила от близлежащей деревни – Барановичи. После ее открытия недалеко от современного вокзала «Барановичи-Центральные» на землях, арендуемых у графов Розвадовских, стали селиться семьи железнодорожников. Сейчас сложно даже представить, что наш современный город когда-то начинался с деревянного вокзала, станционных строений и немногочисленных домов. Постепенно станция развивалась. Недалеко от нее построились паровозные мастерские, которые позже переросли в депо. «Географический словарь» 1882 года сообщал: «Барановичи – село в Новогрудском уезде, жителей 150. В версте от него лежит станция Барановичи между Лесной и Погорельцами».
Графиня Розвадовская хлопотала о том, чтобы возникшее на ее землях поселение получило статус местечка, план застройки которого создал сам граф Розвадовский. План утвердил минский губернатор Петров 27 мая 1884 года. Местечку дали название Розвадово.
В этом же году произошло еще одно значимое событие, которое предопределило стремительное развитие Барановичей на последующие десятилетия. Примерно в двух с половиной километрах на восток от уже существующей станции Московско-Брестскую железную дорогу пересекли рельсы Вильно-Ровенского направления Полесских железных дорог. Появилась еще одна станция «Барановичи-Полесские», вокруг которой на землях крестьян деревень Светиловичи, Гирово, Узноги и других, расположенных неподалеку, начал формироваться поселок Новые Барановичи, который стал вторым центром развития будущего города.
Через два года была сдана в эксплуатацию еще одна линия Полесских железных дорог – Барановичи – Белосток. Будущий город оказался на пересечении важнейших железнодорожных магистралей. Бывшая ранее тихая местность стала крупным железнодорожным узлом, связывающим важнейшие экономические центры страны.
В память об основании станций, давших мощный толчок развитию города, в 1986 году на привокзальной площади был установлен паровоз Эм 710-30, который является своеобразным символом и визиткой нашего города.