Наверх

Первый урок – он важный самый

09.09.2012 299 Наш край

Первый урок в новом учебном году «Я – гражданин Республики Беларусь» ученикам гимназии № 4 запомнился встречей с горожанином Виктором Лаврентьевичем Жуковым. Бывший узник Леснянского концентрационного лагеря рассказал ребятам историю своей жизни.

В лагерь он попал вместе с сестрой, братом и мамой. Вите тогда было семь лет, сестрёнке – три, Васютке – полтора.

Шёл 1943-й. Немец отступал, не оставляя после себя ни хлеба, ни домов, ни скота. Людей сгоняли в вагоны и увозили в лагеря смерти. Освободителей встречала мёртвая тишина и обугленные печи. Эта участь постигла и родное Витино село Зикеево Калужской области. Немцы погрузили жителей с их нехитрым скарбом в эшелон. Кого-то запихали в крытые вагоны, кого-то усадили прямо на голую платформу. Уходящий поезд провожало зарево – пылала деревня Жуковых. Ночью эшелон разбомбил самолёт. Погибло тогда немало людей, оставшихся в живых немцы отправили в концлагерь на станцию Лесная, недалеко от города Барановичи.

– Там всего два барака стояло, – вспоминает Виктор Лаврентьевич. – А народу-то было! Места не хватало. Людей держали на улице, как скот в загоне. Голодали. Вокруг ни единой травинки – всю съели.

Маленькому Вите смерть грозила дважды. От сырости и холода стали гнить руки и ноги. Начался туберкулёз костей (после лагеря он ещё несколько лет не мог ходить). Атрофировалась правая рука. Тогда его хотели забрать немецкие медики – мол, на лечение. Только Богу известно, как удалось матери уговорить стражников оставить ей сына. Что подразумевалось под термином «лечение», в лагере все прекрасно понимали. «Лечили» в специальных лабораториях, откуда пациенты не возвращались.

Во второй раз Витю спасло чудо. Офицер хотел его расстрелять. И малыш, утирая слёзы грязными ручонками, с ужасом смотрел в дуло пистолета. Палец эсесовца надавил на пусковой крючок… Осечка! Попытался ещё раз. Но второй офицер ударил по руке: мол, не надо – судьба.

Не от болезней, так от холода могла погибнуть Витина семья. Лето кончалось, а бараки на такое количество узников не рассчитаны. Но Жуковым повезло: их переселили в трудовой лагерь в Барановичах. В этом лагере Жуковы находились несколько месяцев, пока в 1944-м их не освободили наши войска. После победы Витина семья осталась в Барановичах. Ехать на родное пепелище смысла не было…

Рассказ Виктора Лаврентьевича всем нам ещё раз напомнил о том, какова цена мирного неба, привычного для детей, не знавших войны.



  • Мы в социальных сетях: