Наверх

Первый труд – он важный самый. Молодые барановичане рассказали, как зарабатывали свою первую копейку

23.10.2024 115 Наш край

Вместо того чтобы клевать на сомнительные интернет-предложения подзаработать быстро и не напрягаясь, наши герои пошли традиционным путем. Мы спросили у нескольких одиннадцатиклассников, которые этим летом вместо отдыха работали, как давалась им первая трудовая копейка.

«По подсобкам не прятались»

bobko.JPGАртем Бобко, ученик 11 класса гимназии № 3, два летних месяца работал подсобным рабочим в СУ-186 стройтреста № 25. Попал туда после профориентационных мероприятий в ГДК, родители, сами занятые в строительной сфере, поддержали. На вопрос, зачем вообще пошел работать, Артем по-мужски лаконично ответил: «А что без дела сидеть?»

Не сидит без дела он уже второе лето подряд, причем «облюбовал» именно СУ-186: говорит, понравилось, и в этом году не захотел ничего менять. Вместе с одноклассником трудился подсобником в бригаде плиточников: замешивал клей, носил воду для смеси, подносил плитку… Тяжко?

– Для меня не особо. Хотя бывало, конечно, по-разному. Были и сложные дни – например, когда разгружали плитку, а были и такие, когда убирали пустые коробки…

Но самой большой трудностью в работе для Артема оказалось совсем другое:

– В прошлом году я работал на Северном. А в этом первое время мы ездили в Колдычево, Ляховичи, поэтому приходилось раньше вставать, и это чувствовалось. Поначалу тяжеловато было, потом втянулся. В бригаде к нам относились отлично, мастер и главный инженер знали нас с одноклассником по именам. Может, потому что мы с ним проявили себя с хорошей стороны, не прятались в подсобках, как некоторые другие, а старались.

Заработал юный подсобник не только уважение взрослых, но и около полутора тысяч рублей. Их предназначение было известно сразу – обновление телефона, и теперь у Артема последняя модель айфона. Свое будущее юноша планирует связать с инженерией, но полученные навыки уже сегодня не пропадают зря:

– Мы живем в частном доме, сейчас меняем плитку. Так я помогаю родителям – например, делаю клеевую смесь, подаю инструменты. И если у меня просят треугольник, я уже знаю, что надо принести. 

Не мешать, не отвлекаться

luzhshik.jpgИгорю Лущику из СШ № 7 предложили подзаработать родители – работники «Берестейского пекаря» Барановичского хлебозавода. Говорит, долго уговаривать не пришлось, и свой первый трудовой опыт он получил именно на этом предприятии в должности укладчика хлебобулочных изделий, в бригаде из семи женщин и мужчин. Обязанности Игоря заключались в том, что надо было класть в пакеты и запаивать лаваши, а еще – забирать со стола уже упакованные чипсы и укладывать их в коробки. Но, рассказывает парень, научился многому, попробовал всё, кроме печки (к ней допускают только специально обученных людей).

– От коллектива остались очень приятные впечатления, – делится Игорь. – Приняли тепло, руки же везде нужны. Относились ко мне хорошо, и начальница у меня была очень хорошая, Анна Александровна: и подскажет, и покажет – не оставляла без внимания.

При конвейере ворон не половишь – спрашиваю у Игоря, тяжело ли было выдерживать темп рабочего процесса.

– Терпимо. Главное – не отвлекаться и не мешать, а просто делать свое дело – тогда всё получается четко и быстро.

Благодаря работе в команде юноша не только вывел для себя «формулу успеха» в любом деле, но и научился находить общий язык с коллегами, осознавать и нести личную ответственность за результат всей бригады:

– У нас время, у них – норма. Надо было работать так, чтобы они могли уйти домой вовремя. Ведь если что-то сделаю плохо я, пострадают все.

Не то чтобы очень сложно, но скорее непривычно для Игоря – не девчонка же – было постоянно следить за собой, за гигиеной: «С руками немытыми здесь не походишь». Сколько заработал за полтора месяца трудов, парень предпочел ответить расплывчато: «Для первой зарплаты довольно много». Куда отправились деньги, тоже осталось тайной, но главное – «Была мечта – с помощью работы и родителей я ее исполнил», говорит ученик 11класса. Сейчас он, как и Артем, вострит лыжи в инженерию, но уверен, что, став студентом, летом опять пойдет работать туда же, на хлебозавод: «Копеечка нужна всегда».

И да, чипсы Игорь есть не перестал.

Почувствовать взрослость

laysha.jpgУченица гимназии № 4 Эмилия Лайша прошедшим летом Америку для себя не открыла, потому что подработка была не первой. Но раньше она трудилась вместе с другими детьми, а сейчас оказалась на «настоящей» работе во взрослом коллективе. Дебют состоялся в СМП-760, где Эмилия чуть меньше месяца (на такой срок требовался работник) была курьером. Сюда она попала через городскую службу занятости: обратилась, чтобы летом трудоустроиться, заполнила нужные бумаги – и ей предложили поработать на строительно-монтажном поезде. В обязанности входила обработка документов и их доставка на почту, периодически – в другие организации, куда девушка каталась на выданном ей проездном.

– Иногда было тяжело смотреть, как друзья, знакомые летом отдыхают, – с улыбкой признается Эмилия. – Но я хотела работать: хотела ощутить свою взрослость и важность. Ощутила ли? Да. Осознавала, что несу ответственность, чувствовала, что не теряю времени зря.

Скучная для кого-то работа с документами нашей собеседнице пришлась по душе:

– Оформлять почту было интересно. Мне по своей природе нравится иметь дело с документами, ставить штампы… Поначалу иногда возникали вопросы, потому что не знала, что делать в каких-то узких случаях, – тогда мне подсказывала секретарь. Серьезных проблем не было, ошибок тоже. Только пару раз отправила срочные письма как несрочные, и то потому, что не было пометки. Коллектив приятный, атмосфера доброжелательная, мне всегда помогали.

Общение с взрослыми опытными людьми Эмилия называет полезным опытом. Кроме уроков коммуникации, она получила не менее важные уроки – дисциплины:

– Это работа. Тут я не могу, как в школе, просто сказать родителям: мне болит живот, не пойду в школу. Здесь надо писать заявление и так далее, всё это сложный процесс. Хочется не хочется, а надо вставать и идти.

Заработала Эмилия «чуть выше, чем средняя зарплата». Говорит, тратит денежку «по чуть-чуть» на встречи с друзьями, другие какие-то запросы, но «большую часть отложила на что-нибудь серьезное». Эмилия видит себя после окончания школы в технической сфере, поэтому целенаправленно и усердно учит физику и математику. И уверена, что в ее студенческом будущем тоже найдется место для летних подработок.

Беседовала Татьяна КОНОШЕНКО

Фото из личного архива героев




  • Мы в социальных сетях: