Судя по отзывам, рубрика «Как это было», приоткрывающая закулисье барановичской советской истории, интересна читателям.
Сегодняшняя публикация посвящена строительству жилья и объектов соцкультбыта на селе в семидесятые и восьмидесятые годы. По большому счету, элементы агрогородков появились именно тогда. Как это было, рассказал «Нашему краю» Степан Тарасевич, возглавлявший в ту пору районный исполнительный комитет.
Иметь крышу над головой
Мой собеседник всегда был самым активным сторонником строительства жилья, потому что в годы войны на себе прочувствовал, что это такое – оказаться без крыши над головой. Фашисты сожгли его родную деревушку за связь с партизанами. На рассвете поставили всех жителей под дуло автоматов (и он там стоял, семилетний мальчик), бросали в избы гранаты, пускали ракеты. Пламя от полыхающих строений, дым, плач, крики – все смешалось как в кромешном аду. Это отложилось в памяти на всю жизнь, и «где мне потом ни пришлось работать, я считал, что главная задача – обеспечить людей жильем», говорит Степан Иосифович. В годы войны его семья нашла пристанище на хуторе у бабушки – там теснилось сразу несколько семей. «Чтобы жить, надо иметь крышу над головой», – несколько раз повторил эти слова бывший председатель райисполкома.
Когда он был не бывшим, то добился возведения 60-квартирного жилого дома в Барановичах для работников райисполкома. Это считалось нарушением, потому что не допускалось строительство жилья в городе для районных работников, хотя райисполком находился в Барановичах. Провела финансирование через Национальный банк тогдашняя управляющая мест-
ным отделением Зоя Курьян, и банковским работникам тоже было выделено несколько квартир в этом доме.
Управление сельского хозяйства райисполкома, возглавляемое Евгением Сасимом, решало жилищные проблемы своих специалистов путем строительства домов усадебного типа на Узногах. Будущие жильцы принимали непосредственное участие в этом процессе как рабочая сила, вкладывали личные материальные средства.
Конечно, в районе велось строительство жилья и в плановом порядке, но этого было недостаточно, чтобы закрепить кадры на селе (ведь кадры, как известно, решают всё). «Кадры и сейчас нужно закреплять», – вставляю свою реплику в разговор. «Но тогда это особенно требовалось», – заявляет Степан Иосифович.
Депутаты одобрили
В 1987 году приехала группа депутатов Верховного Совета республики изучать опыт динамичного развития Барановичского района (к тому времени уже были построены птицефабрика «Дружба» и свиноводческий комплекс «Восточный», поселок Жемчужный). Руководитель делегации Мария Худая задала вопрос: «Как идет в районе перестройка по Горбачеву?», имея в виду перестройку работы партийных и хозяйственных органов. Степан Тарасевич ответил: «Перестройка у нас давно ведется и началась еще до Горбачева. Меняется уклад жизни сельчан, возводятся животноводческие комплексы, жилые поселки, школы, детские сады, магазины, бани». В ответе был заложен прямой смысл слова «строить». Депутаты заулыбались и после посещения поселка Жемчужного остались довольны ходом перестройки по-барановичски.
Подсобила «Белтара»
Строительство в районе велось всеми доступными методами. Наиболее быстрым решением жилищного вопроса представлялось возведение сборно-щитовых домов с облицовкой кирпичом.
В республике существовала организация «Белтара», которая реализовывала сборно-щитовые домики населению за наличный расчет. Организацию возглавлял Иван Крамущенко. «Я с ним познакомился, сдружился и узнал некоторые секреты», – рассказывает Степан Иосифович.
Дело в том, что в конце каждого месяца и квартала не раскупленные населением домики разрешалось приобретать колхозам по безналичному расчету – путем перечисления денег. В то время рентабельность колхозов была высокой, и денег на строительство жилья хватало. А вот с совхозами эта схема напрямую не работала – не разрешалось им самим покупать дома. Поэтому в районе шли на хитрость: совхозы перечисляли деньги колхозам, которые и приобретали требуемый товар.
Директором совхоза «Лотвичский» назначили Александра Потоцкого. Степан Иосифович, приехав в хозяйство, поинтересовался, чем помочь новому директору. Тот попросил только об одном: «Помогите сборно-щитовыми домиками – хотя бы два их получить. А то старые доярки на пенсию уходят, а молодых привлечь можно лишь жильем». Председатель райисполкома удивил Александра Потоцкого, заметив: «Почему ты просишь только два домика, а не четыре? А если попросишь четыре, то я тебе предложу восемь. И буду знать, что ты хочешь работать на перспективу». В «Лотвичском» после этого разговора начали строить целую улицу из новых домов.
Сборно-щитовые заготовки свозили со всей республики – Борисова, Орши, Молодечно, Слуцка. Для Барановичского района горел зеленый свет. «Мы забирали в конце месяца остававшиеся домики в неограниченном количестве», – говорит Степан Иосифович.
Активно возводили жилье такие руководители, как Виктор Дубовик (экспериментальная база «Тешевле»), Андрей Иванов (колхоз «17 Сентября»). В колхозе «Новый путь» около озера выросла целая улица из сборно-щитовых домов. Чтоб построить один такой дом, много времени не требовалось – две-три недели. Колхоз имени Мичурина тоже не отставал. В этих домах и сейчас живут люди.
На любой вкус
Дружба с руководством «Белтары» оставалась той дружбой, которую приходилось чем-то подкреплять. Немалую помощь в этом оказывал району директор совхоза «Красное знамя» Николай Якубец продукцией со спиртзавода. «Ты – мне, я – тебе», – подобные отношения тогда процветали. В «Красном знамени» на Узногах при Николае Якубце было возведено немало домов усадебного типа, а в поселке Мирном этого хозяйства – многоквартирные строения. Как и в колхозе «Победа» в Крошине.
«Многоквартирные дома возводились с целью стереть грань между городом и деревней?» – уточняю. «Просто разные направления сельского строительства были», – отвечает мой собеседник.
В современном Крошине присутствуют все направления. Колхоз «Победа» был богат на деньги и имел возможность застраивать свою центральную усадьбу любыми способами. При председателе Абраме Мацковском появились многоквартирные дома, при Георгии Козляке – целая улица сборно-щитовых строений, а также дома коттеджного типа на Набережной.
Не дом, а мечта
Район не мелочился – возводил целые поселки и очень быстро. Через год начиналось заселение. Примером для подражания был Жемчужный. По этому типу начали строить коттеджи в экспериментальной базе «Вольно-Чернихово», в колхозах «Победа» и «40 лет Октября». Проектировали данные объекты жилищного строительства в «Белмежколхозстрое», который возглавлял наш земляк Александр Кичкайло. Это были проекты особняков улучшенной планировки, двухэтажного уровня – не дом, а мечта. Кроме парадной, в коттеджных поселках существовала хозяйственная улица – для подвоза кормов домашним животным, вывозки органики. «В республике проект, подобный Жемчужному, считался тогда лучшим вариантом, удобным для жизни человека», – подчеркивает Степан Иосифович. «И красивым», – добавляю я.
А вот в колхозе «Заря» в основном предпочитали свои проекты и возводили жилье хозспособом. «Ха-способ» – называли его руководители хозяйств. Это было так называемое мелкое строительство с учетом пожеланий людей, но последнее слово в определении дизайна и сметы оставалось за председателем колхоза.
Архитектура Егора Талашова
Привязкой новых домов к улицам, независимо от способа строительства, занималась архитектура района во главе с подполковником, военным строителем Егором Талашовым. В годы войны он возводил мосты и переправы. Надежность их, по словам Егора Ерофеевича, проверялась просто. Ему говорили: «Становись, строитель, под мост. Пройдут танки, и если мост выдержит – останешься жив».
Он был исполнительным и дисциплинированным человеком и, по мнению Степана Тарасевича, являлся примером для других сотрудников райисполкома в отношении того, как нужно работать в государственном органе. Егор Талашов освобождал наш город и район от фашистских захватчиков, а затем отстраивал после разрухи. Это был человек высокой культуры. Он мог целый час читать наизусть стихи Есенина или Пушкина. Но самое главное: именно он по долгу службы непосредственно способствовал росту темпов жилищного строительства в районе.
Школа-жемчужина
Однако человеку нужна не только крыша над головой. Ему нужны детсады, школы, магазины, бани и т.д. В восьмидесятые годы было по-строено 17 средних и базовых школ. Отдел образования возглавлял Михаил Скипор, участник войны, заслуженный учитель БССР и СССР, награжденный многими орденами и медалями (ныне он руководит районной ветеранской организацией). Уравновешенный и, на первый взгляд, спокойный, он проявлял настойчивость и требовательность, когда дело касалось развития образования. С ним в районе считались и включали в план строительство школ и детских садов. Новые школы вводились в дей-ствие, а старые – перестраивались под жилье для педагогов. Таким образом, например, появилось восемь квартир для работников образования на Узногах.
У школы в Жемчужном – отдельная история. Приехал в коттеджный поселок второй секретарь ЦК КПБ Николай Игрунов, посетил десятилетку, встретился с коллективом учителей, покатал детей на своем автомобиле. И вынес вердикт: «Вид школы не соответствует названию Жемчужненская. Надо ее действительно сделать жемчужиной: перестроить фойе, столовую и многое другое, оборудовать профильные кабинеты».
Практически новое здание взялись опять обновлять. Работы выполнял трест № 25 под руководством Василия Куркина. Для покрытия стен ламинированной плитой задействовали Барановичскую мебельную фабрику, которой руководил Анатолий Белохвостик. Степан Тарасевич ездил в Минск в Госстрой добывать гранит, мрамор. Вопросы решались легко – ведь речь шла о выполнении поручения второго секретаря Центрального Комитета могучей тогда Коммунистической партии республики.
На перестройку школы денег пошло не меньше, чем на строительство. Эх, изначально бы проектировали и строили то, что надо! Школа по-настоящему внешне преобразилась. Содержание учебно-воспитательного процесса здесь поднялось на высокий уровень, а директору учреждения Ивану Дубине впоследствии присвоили заслуженное звание «Почетный гражданин района».
Кирпич свалился негаданно
Кстати, обладателем звания «Почетный гражданин района» является и мой собеседник Степан Тарасевич, который не мог не вспомнить о пожаре в восьмилетней школе, ютившейся в деревянном здании на территории совхоза «Тепливоды». Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Пожар погасили, но происшествие стало поводом для главы Барановичского райисполкома обратиться к заместителю председателя Совета Министров БССР Нине Мазай, с которой Степан Иосифович был знаком еще с комсомольских лет, с просьбой о выделении строительных материалов. Сам поехал в Совет Министров с соответствующим письмом, на которое была наложена резолюция: «Выделить!» Работники Госстроя потом долго удивлялись количеству выделенного кирпича – почти миллион штук! Хватит не на одну школу. «Откуда женщине знать, много это или мало?» – был доволен исходом визита к Нине Мазай Степан Иосифович.
В «Тепливодах» построили новую школу. Ввод ее в эксплуатацию, как и других новостроек, сопровождался торжественным митингом и радостными речами.
Зародыш придорожного сервиса
За 12-летний период работы Степана Тарасевича председателем районного исполнительного комитета было построено около четырех десятков магазинов на селе. Они возводились ха-способом и на райпотребсоюзовские деньги. В Звездной появился солидный ресторан – очень востребованный объект при дороге, приносивший доход. Тогда придорожный сервис был слабо развит. «Ближайший от Звездной по трассе в Москву ресторан находился в Смоленской области», – замечает Степан Иосифович. Теперь придорожных точек общепита много.
Ставилась задача построить баню в каждом колхозе-совхозе. Организованно возили на бесплатную помывку механизаторов после пыльной работы в поле: ведь кондиционеров на комбайнах в те годы не было. Проявлял заботу о людях, стоял на защите их интересов Михаил Гайдук, руководивший тогда райкомом профсоюза работников агропромышленного комплекса. Теперь многие из бань не работают по причине низкой рентабельности: дорого стоят топливо, электроэнергия. Да и баня не всем нужна, если в доме есть ванна. На комбайнах имеются кондиционеры – условия труда улучшились. Нет уже в районе и банно-прачечных комбинатов, где можно было постирать постельное белье, одежду. Потому что стиральные машины стали доступным предметом домашнего обихода сельчан.
Рыбалка с лебедями
По инициативе руководителей хозяйств шло строительство небольших рукотворных озер. В колхозе «40 лет Октября» председатель Василий Шклярик распорядился перегородить речку в Тартаках и возвести дамбу, чтоб можно было сельчанину посидеть с удочкой на берегу искусственного водоема. Порыбачить приглашали и шефов из города, устанавливая дружеские отношения.
Это озеро в Тартаках облюбовали лебеди. Когда уровень воды поднялся и подступил к сараям людей, то лебеди освоили сараи и зимовали там, прячась от холода. Люди их кормили.
В колхозе «Заря» завезли в пруды мальков форели – царской рыбы. Рыбачило там высокое начальство – министры и прочие чины. Благодаря рыбалке председатель колхоза Леонид Ковалев решал многие вопросы на благо хозяйства. «Я там раз ловил форель: за час можно было заполнить ведро уловом, – рассказывает Степан Иосифович. – Азарт приходил и терялся, когда часто клевало. Леонид Ковалев устанавливал лимит времени на рыбалку – 5-10 минут, чтоб не выловили всю форель. Впрочем, не считаю себя ни рыбаком, ни охотником – для подобных увлечений не хватало времени».
От полевого загара отказались
У него была важная государственная работа. Строительство клубных учреждений тоже надо было держать под контролем. В Перховичах – на окраине района – вон какой замечательный Дом культуры возвели! Оставалось обеспечить его артистами – и этим тоже занимался председатель райисполкома.
Зашел к нему однажды в кабинет администратор одной московской группы, гастролировавшей по стране. Степан Тарасевич не долго думал, где бы выступить приезжим артистам, – в Перховичах, конечно. Но выступление должно состояться вечером (днем колхозники трудятся), а чтоб у группы день бесполезно не пропал, председатель райисполкома предложил поработать на подъеме льнотресты: мол, и позагораете заодно – дни стояли теплые. Обещал прессу подключить для освещения необычного «приключения» гастролеров. Администратор посоветовался с артистами, и те отказались от подобного полевого загара: это не наша работа, сказали. Кому-то предназначено тресту поднимать, а кому-то – петь и танцевать. Концерт они дали отличный – колхозники остались довольны.
Поставленное на широкую ногу строительство жилья и объектов соцкультбыта в районе в семидесятые-восьмидесятые годы демонстрировало заботу о людях. Создавались необходимые условия для нормальной жизни сельчанина. Сегодня эта забота находит воплощение в благоустройстве агрогородков и малых населенных пунктов, в модернизации производ-ства, в желании сделать жизнь людей на селе достойной. Перестройка по-барановичски продолжается.