Наверх

Пауки и мухи

05.10.2012 337 Наш край

Всемирная сеть опутала земной шар тысячами незримых нитей. Кто-то, подобно пауку, беспрепятственно по ней перемещается из конца в конец, плетет паутину. Иной попадает в ловушку, тонет в стремительном потоке информации, словно муха. Вместе с педагогом-психологом социально-педагогического центра Барановичского района Мариной Букиной изучаем страхи интернет-пользователя. 

Где искать корень зла?

– У каждого человека есть зависимость от чего-либо или от кого-либо. Например, от рыбалки, вязания крючком, чтения книг или просмотра кинофильмов. По-другому – хобби. Эти зависимости имеют позитивную, созидающую основу. А вот курение, употребление алкоголя и наркотиков – негативную, разрушающую. Интернет-зависимость можно отнести и к первой, и ко второй группе, – отмечает Марина Евгеньевна.

Негативную окраску тяга к интернету приобретает, если человек не может выключить компьютер, когда захочет. А если он не растворяется в виртуальном мире, его смело можно причислить к свободным людям, живущим в реальности. Такой индивид использует компьютер исключительно для работы или учебы.

– В психологии есть понятие созависимости, которое указывает на зависимость членов семьи, родственников от поведения зависимого человека. Когда отец пьет, его жена и дети находятся в зависимости от его пагубной привычки. Она определяет их поступки, их ощущения. Интернет-зависимость в данном случае – это уход ребенка из реальной жизни в виртуальную, который объясняется наличием проблем в его семье. И необязательно это алкоголизм родителей. Иногда причиной тяги к интернету становится непонимание, разобщенность интересов, неумение слушать и слышать друг друга. Выходит, корень зла нужно искать в семье.

Решение задачи «Затяжной компьютер»: Если тянет «ВКонтакт», прежде разберитесь: зачем? За удовлетворением какой потребности? Возможно, мама давно не гладила вас по голове, приговаривая: «Моя ненаглядная доченька» или «Мой любимый сынулечка». А ведь этого хочется в любом возрасте. Это потребность в любви. А может вам не доводилось слышать от отца: «Я горжусь тобой. Я доверяю тебе»? Это потребность в принятии. В общем, попытайтесь уяснить все ли в порядке с вашими реальными контактами. Быть может, один из них зловеще потрескивает, обещая короткое замыкание и даже пожар.

Агенты 007

Часто вместо реальных фотографий на аватарки в соцсетях помещают котиков, лица знаменитых красоток, мускулистых парней, пряча за ними робкое личико неуверенного в себе трусишки. Изменению подвергаются и личные данные: Sky Man* (*человек неба), Ленка Позитивчик Sun* (*солнце), Вадим War* (*война) и подобные. В сети люди играют. Но, как говаривал герой фильма «Револьвер», в каждой игре всегда есть тот, кто ведет партию, и тот, кого разводят.

Псевдонимы и никнеймы столь популярны, поскольку помогают безнаказанно и безответственно выражать в интернете свое мнение. Отсюда вытекает явление троллинга – сознательного унижения оппонента, неспособность идти на компромисс, докапываться до сути спора.

– У каждого человека рано или поздно возникает желание выразить собственную агрессию. Вот, к примеру, тихий троечник-шестиклассник, который в реальной жизни не умеет защитить себя (этому не научили в семье), реализует эту потребность в интернете. Оставляет на форумах гневные комментарии, издевается над другими участниками беседы, бранится. А вот высказать собственное мнение на уроке смелости у него не хватает (опять же, не научили в семье). Да и агрессивные выпады онлайн не дают длительного эффекта. Проблема все равно остается, – комментирует ситуацию скрытых агрессоров психолог.

Решение задачи «Злобный гном»: Научитесь быть ответственным. За данные обещания, за сказанные слова, тем более, критического характера. Высказывайте свою точку зрения в ходе дискуссий, обсуждений на уроках и семинарах. А чтобы избавиться от ярости, запишитесь на таеквон-до, к примеру, или гасите негативные вспышки в бассейне. Поможет снять напряжение даже банальная уборка квартиры.

Я к вам стучу…

Современные детсадовцы набирают смс-сообщения быстрее школьников. Последние со скоростью света перемещаются от ссылки к ссылке на смарт-
фонах и планшетах. И многие при этом на клавиатуру почти не смотрят. Удобно для общения в интернете. Только смайликами не передашь настоящие эмоции. И не догадаешься об истинных чувствах собеседника, глядя на череду односторонних скобок в его текстовом послании.

Интернет-язык превратился в диалект, не всегда понятный случайному гостю сети. Целое лингвистическое исследование проводить можно, чтобы понять, почему «спасибо» заменяют на «спс», а «пожалуйста» на «pls».

– Возможно, это связано со спешкой, ведь интернет позволяет вести беседы с несколькими людьми одновременно. Еще одна причина использования сокращений – попытка скрыть безграмотность, – предполагает Марина Евгеньевна. – Хотя разговоры онлайн – это некачественный суррогат живого диалога. Только тет-а-тет можно проникнуться темой и собеседником на 100%. Другое дело, что многие боятся реального общения: страшно быть непонятным, слышать замечания в свой адрес, показать свою любовь или злость, говорить и смотреть в глаза…. И, скрывая в себе эти страхи, обзаводятся все новыми и новыми виртуальными друзьями.

Решение задачи «Мой нереальный друг»: Позовите приятеля или приятельницу на прогулку, минуя мобильный телефон. По старинке позвоните в дверь. Если друг, то реальный: с чувствами, своей правдой, теплыми руками и дружеским плечом. А если нереальный, то это не друг.

Строго по рецепту

Одна из распространенных интернет-фобий связана с боязнью остаться не в курсе. Большинство новостных сайтов построены по схеме «одна основная новость + несколько дополнительных». Переходя от ссылки к ссылке можно попасть в такие интернет-джунгли, из которых выбраться к первоисточнику архисложно. Но так ли необходимо знать всё обо всём?

– Невозможно обладать полным объемом новой информации. Да и не к чему. Логично интересоваться новостями ограниченной тематики (американский футбол, европейский кинематограф). Но поглощать тонны текстов обо всем, значит впустую тратить драгоценное время. К тому же, что вы знаете, к примеру, о своей первой учительнице? А о соседке сверху? А об однокласснице, которая второй день приходит в школу грустная? В первую очередь, интересуйтесь делами близких вам людей. И ближних тоже. Страшно не успеть поблагодарить бабушку за подаренный на день рождения свитер. А вот не успеть прочитать все новости «ВКонтакте» совсем не страшно, – убеждена психолог.

Решение задачи «Новостная губка»: Прежде чем кликнуть по очередной ссылке, подумайте, какую пользу принесет вам эта информация. Как поисковая система фильтрует текст по вашему запросу, так и вы фильтруйте то, что вам предлагают прочесть яркие рекламки. Обзвоните старых знакомых, загляните в гости к родственникам, познакомьтесь с новыми жильцами вашего дома. Учитесь доверять

Не всякую проблему можно решить в одиночку. Иногда требуется хороший совет опытного человека, специалиста.

– Сейчас время профессионалов. Поэтому не стоит стыдиться, обращаясь к психологу. А если вы сомневаетесь в его компетентности, можете попросить показать диплом, сертификат или другой документ, подтверждающий право специалиста давать психологические консультации. Полезно узнать, есть ли у него самого личный психолог или психотерапевт. Если да, смело ему доверяйте, – советует Марина Евгеньевна.

Решение задачи «У меня интернет-фобия». Необходимо обратиться к специалистам психологической службы в своем учебном заведении или позвонить в социально-педагогический центр по телефону: 43-13-40.

Смена полярности

Самое приятное, что всё возможно исправить. Метод замены одного «хобби» другим прекрасно работает в данном случае. Вместо онлайн-огорода заведите настоящую грядку или займитесь цветоводством. Вместо «лайка» под фотографией подруги и виртуальной открытки позвоните имениннице (вдруг получите приглашение на празд-
ничный ужин?). Постарайтесь заменить виртуальные действия реальными. Тогда и радость от выращенного урожая будет настоящей, и подруга улыбнется вам не скобкой с двоеточием.

 

От интернета тупеют. Словарный запас уменьшается. Нужно читать книжки. И меньше сидеть в интернете. Если так будет продолжаться и далее, то в скором времени я не смогу связать и двух слов.

Александр, 21 год.

На мой взгляд, боязнь одиночества – самая распространенная фобия из-за большого информационного потока и ускоренного развития информационных технологий. Мы теряемся среди большого объема информации и не знаем, что делать с таким количеством новостей, как правильно распланировать время в быстротекущей жизни. Из-за этого возникает ощущение «выброшенности» за борт повседневности, страх взаимодействия с другими людьми. Мы боимся быть неинтересными. Но человек существо социальное и нуждается в беспрерывной коммуникации, более того, в человеческом тепле, взаимопонимании. Чтобы создать иллюзию вышеперечисленного, мы окружаем себя так называемыми «френдами», которые поддерживают в нас ощущение нужности и востребованности как личности.

Мария, 23 года.

Ночами сижу «ВКонтакте». Как, думаю, и многие. Почему-то именно по ночам приходят дурацкие мысли-рассуждения. Я выбираю жертву, перед которой потом бывает стыдно за мысли, но ничего не могу с собой поделать. А из-за постоянного недосыпа эти мысли потом проникают в дневную жизнь. Не дают покоя. Становится страшно.

Екатерина, 23 года.

Не хочу выкладывать счастливые фото моей семьи в интернет. Например, свадебные. Потому как боюсь, что сглазят завистники или вообще скажут, что невеста  некрасивая. Поэтому все эти фотографии доступны для просмотра только нескольким друзьям «ВКонтакте». Зачем выкладываю их в сеть? Чтобы с хорошими людьми, которые сейчас далеко, поделиться собственной радостью.

Татьяна, 26 лет.



  • Мы в социальных сетях: