В восьмидесятые годы в районе началось восстановление храмов.
Вопрос веры достаточно деликатный и личный. Хотите знать, как относился к религии в советские годы тогдашний руководитель Барановичского райисполкома Степан Тарасевич? Он не мог не реагировать на настроения в обществе. В восьмидесятые годы эти настроения начали резко меняться.
Знкомство с атеизмом
В советский период в огромной стране СССР были разрушены тысячи храмов. Степан Иосифович помнит, как костел в его родном райцентре Береза использовали под склад для зерна. «Мы с отцом возили туда сдавать зерно в качестве натурального налога. Для единоличников, не являвшихся колхозниками, были установлены очень большие налоги». Потом костел разрушили и построили магазин на его фундаменте. А в Пружанах бывшую церковь переоборудовали под Дом культуры.
Во многих вузах Советского Союза преподавали такой предмет, как атеизм. «Задача состояла в том, чтоб вытравить из сознания людей веру в Бога», – рассказывает Степан Иосифович. В сельхозинституте, где он учился, студентов на лекциях просвещали, что такое православие, буддизм, ислам и т.д. «Мое личное отношение к религии и атеизму было нейтральным. Я готовился стать специалистом сельского хозяйства и не думал, что в жизни придется иметь дело с приверженцами религии».
Экзамен по атеизму ему пришлось сдать досрочно в связи с поездкой на студенческую научно-практическую конференцию. Удостоился оценки «хорошо» (по той шкале это была «четверка»), хотя все остальные экзамены в сессию сдал на «отлично». Друзья-однокурсники убедили его пересдать атеизм на «пятерку»: мол, тогда будет повышенная стипендия. Это явилось аргументом: повышенная стипендия почти в два раза превосходила обычную. На тот момент сразу трое детей в семье Тарасевичей были студентами, и родителям приходилось нести немалые расходы на их учебу. Повышенная стипендия сына оказалась не лишней.
Фарисей
После окончания сельхозинститута Степана Тарасевича с женой Ольгой Владимировной направили работать в колхоз «Беларусь» Кобринского района. Как-то в колхоз приехал заместитель редактора Кобринской газеты, который вел в «районке» рубрику по атеизму. Он знал, что в местной церкви служит псаломщиком бывший царский офицер подпоручик Образцов, убогий старичок. Сельчане рассказывали, что на крестинах тот мог изрядно выпить и прямо за столом начинал командовать: «Рота справа, рота слева, по большевикам – огонь!»
Замредактора попросил главного агронома Степана Тарасевича пригласить псаломщика в контору для беседы. Тому был задан вопрос об отношении к религии. Недолго думая, бывший подпоручик ответил, что всё это – фарисейство. Представитель прессы предложил написать статью в газету от имени псаломщика, придерживающегося атеистических взглядов. Тот спросил: «А вы можете перевести меня на государственную пенсию?», поскольку его материально поддерживала церковь. Получив отрицательный ответ, не согласился на предложение.
В секте баптистов
Степан Иосифович потом работал в обкоме партии и должен был выступить с лекцией по текущему моменту в полесской глубинке – Пинском районе. Его предупредили, что придется встречаться с людьми, состоящими в секте баптистов.
Он поехал туда заранее, чтоб изучить обстановку. Степану Тарасевичу показали дом, где баптисты молились. В доме стояли скамейки и трибуна. На стенах висели рушники с вышитыми лозунгами: «Бог – это любовь», «Я ушел в потусторонний мир, чтобы оставить вам место». Молитвы звучали как песни. Принимали в ряды баптистов через обряд купания в реке. В секте существовала строгая дисциплина – нельзя было пить, курить. Проштрафившиеся стояли на коленях в сенях или на улице. Жены были довольны тем, что их мужей отучили пить, курить. Руководителя хозяйства, бригадиров удовлетворяла дисциплина и трудолюбие баптистов.
Лекция прошла при полном зале – секта была большая. Степану Тарасевичу задавали вопросы – о международном положении и т.д. В общем, мероприятие состоялось без каких-либо эксцессов.
– Я себя не причислял ни к верующим, ни к атеистам. Но видел, что ничего плохого в религии нет. В чем вред религии, из лекций в вузе было непонятно. Поэтому никогда не делал категоричных выводов, – замечает мой собеседник. – В детстве меня крестили. Крестная мать умерла рано, а крестный отец, защитник Ленинграда, на войне получил тяжелую контузию и ранение – его вынесли с поля боя через трое суток. Бабушка научила меня молитве «Отче наш», которую помню и сегодня.
Настойчивость прихожан
С конца семидесятых годов Степан Тарасевич возглавил Барановичский райисполком. К нему явились прихожане Ишколдского костела с просьбой официально открыть храм для богослужений. До этого он был закрыт властями. Попытка вывезти имущество костела вызвала большое возмущение и негодование прихожан. Главный специалист местного племсовхоза имени Чернышева Евгений Архутич рассказывал Степану Иосифовичу, как женщины укладывались на дорогу впереди автомашины, загруженной храмовыми реликвиями. Попытка вывезти имущество сорвалась.
При встрече с прихожанами Степан Тарасевич был сдержан, доброжелателен, но не знал, что делать. Ведь не он закрывал костел. Объяснял верующим, что ему потребуется время для консультаций. Его попросили посетить костел, и он не отказался. Но сначала побывал на фермах и в бригадах племсовхоза. Затем с директором хозяйства Владимиром Полуянчиком они подъехали к культовому объекту.
– К моему удивлению, нас встретили нарядно одетые прихожане – человек под 50. Я думал, что будет человека два-три, – повествует Степан Иосифович. – Внутри храма до блеска был вымыт пол, перед каждой иконой стояли цветы.
Он начал расспрашивать об иконах. Потом его повели наверх, где находился какой-то музыкальный инструмент. «Это фисгармония, я на ней играю», – объяснил немолодой прихожанин. «Кто вы такой?» – поинтересовался председатель райисполкома. Тот ответил, что возвратился из мест лишения свободы – был осужден на двадцать лет. «За что?» «Сказал не то, что надо».
Разрешили открыть костел
Уезжая, Степан Тарасевич дал личное согласие на открытие костела, но не его слово было решающим. По-
обещал, что продолжит заниматься просьбой верующих. Те обращались не только в райисполком, но и в обком партии, облисполком. Как-то позвонил в район первый сек-ретарь обкома партии Ефрем Соколов и поинтересовался у Степана Иосифовича, какие вопросы возникли с костелом в Ишколди. Руководитель Барановичского райисполкома честно признался, что не знает, как поступить. Ефрем Соколов согласился с тем, что «не мы закрывали костел. Если придет соответствующий документ из вышестоящих органов, то примем положительное решение».
Через некоторое время в район приехал важный чин из Совета Министров республики – руководитель комитета по делам религий. Степан Тарасевич помнил его по деятельности в отделе пропаганды обкома партии. В комитет по религиям тот попал, потому что защитил диссертацию по атеизму. Председатель райисполкома подошел к нему, в шутку произнеся: «Раньше вы закрывали храмы, теперь – открываете. Никогда без работы не останетесь!»
Высокий гость прибыл, чтобы дать разрешение на открытие костела, проведение богослужений. Так атеизм потихоньку начал уступать место религии.
Костел Святой Троицы в Ишколди, отреставрированный в восьмидесятых годах, – не просто католический храм XV века. Это самый старый костел на территории современной Беларуси. Он включен в Государственный список историко-культурных ценностей нашей республики.
Встреча в райисполкоме
Как-то в семь утра в райисполком явился настоятель костела Казимир Великоселец. Степан Иосифович уже находился в своем кабинете. Просьба священнослужителя состояла в том, чтоб райисполком выделил ему легковую машину в служебное пользование. В то время существовал определенный порядок реализации легковых автомобилей. Их можно было получить по очереди в сельском Совете. И лишь участникам и инвалидам Великой Отечественной войны автомобили выделялись через райисполком.
Рассказав о существующем порядке, председатель исполнительного комитета, между прочим, поинтересовался, а есть ли деньги на машину. Казимир Великоселец сказал, что деньги соберут прихожане. Степан Тарасевич предостерег его, что это будет квалифицироваться, как поборы, и запрещено законом.
Затем они пустились в рассуждения о вере. Настоятель костела, будучи образованным человеком, цитировал Ломоносова, Менделеева, потом изрек: «Если я не буду верить в Бога, я буду идиотом». «Почему вам не разрешается иметь семью?» – спросил его Степан Иосифович. Тот сослался на трудности быта, которые обременяют. Семья, мол, будет отвлекать от служения Богу.
– Как это – не иметь семьи? – искренне удивился председатель райисполкома. – Если следовать подобным воззрениям, то кто будет воспроизводить род человеческий?
Потом они вернулись к теме, с которой начали. Степан Тарасевич стал отговаривать Казимира Великосельца от вождения автомобиля: мол, это сложно и опасно. И как в воду глядел. На машине, которая всё же была приобретена, священнослужитель попал в дорожно-транспортное происшествие. К счастью, остался жив. По прошествии времени был возведен в сан епископа в Пинском кафедральном соборе.
Цветы у церкви
Восьмидесятые годы оказались поворотными в деле восстановления разрушенных храмов и строительстве новых. Степану Иосифовичу позвонил председатель колхоза «Победа» (ныне сельхозкооператив «Крошин») Георгий Козляк с вопросом по ремонту костела. Ремонт скоро подошел к концу, но и православные прихожане тоже захотели иметь свой храм. Церковь в Крошине построили по проекту архитектора Леонида Макаревича. Георгий
Козляк внес свой немалый вклад – и материальный, и организаторский, за что удостоился ордена Православной Церкви.
В Лесной реконструировали здание бывшего хозяйственного магазина и возвели храм на средства людей и райисполкома.
В Почапово находилась разрушенная церковь, перед которой не раз останавливался, проезжая по району, Степан Тарасевич, размышляя над дальнейшей судьбой здания. За средства организаций и взносов населения, в том числе Алексея Добыша, в начале двухтысячных возглавлявшего райисполком, церковь была восстановлена. На ее открытии присутствовал и Степан Иосифович. Дорогу к церкви устлали живыми цветами, а перед входом положили ковровую дорожку.
От имени митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета были награждены орденами и грамотами все, кто активно участвовал в восстановлении храма, – Алексей Добыш и сменивший его на посту председателя райисполкома Николай Язубец, глава «Диприза» Василий Филипчик, руководители строительных организаций.
Были восстановлены церковь в Люшнево и уникальный треугольный храм в Большой Своротве – единственный в Восточной Европе.
Жить с верой
Процесс возрождения церквей продолжается и сегодня. Крепнет вера людей в Бога. «Мир для всех нас един. И Бог тоже. Не должно быть распрей из-за религий», – считает мой собеседник.
Он сожалеет, что отказался когда-то от предложений стать крестным отцом. «Я был коммунистом, и могли снять с работы». Ведь жили тогда по Ленину, утверждавшему, что религия – опиум для народа.
Теперь Степан Тарасевич тоже ходит в церковь. Пусть не часто, но в день поминовения усопших вместе с родственниками обязательно бывает в храме. «Не вижу ничего плохого в том, чтоб жить с верой», – говорит.