Дым паровоза черным покрывалом оседал на платформы поезда, на которых сидели и лежали пленные раненые красноармейцы.
На крышах первого и последнего вагонов черными коршунами у пулеметов устроились конвоиры. Поезд на малой скорости следовал из Слонима в сторону Барановичей – в концлагерь. Среди пленников, без кисти правой руки, находился и 28-летний старший лейтенант Борис Булат.
Бориса Булата, уроженца Тульской области, война застала в должности помощника начальника оперативного отделения 31-й танковой дивизии, которая была сформирована в Белорусском военном округе в марте 1941-го. До этого, начав армейскую службу ещё в 1933 году, Борис успешно окончил Объединенную военную школу имени ВЦИК РСФСР, два курса Военной академии имени М.В. Фрунзе. Становление молодого офицера прошло под Минском, в учебном автомобильном батальоне 5-й танковой бригады.
На первый день войны в 31-й танковой дивизии насчитывалось 7 тысяч человек личного состава, а боевые машины ещё не прибыли. На вооружении находилось всего несколько бронемашин и учебных танков Т-26. Не было и противотанковой артиллерии. В таком состоянии дивизия и вступила в бой с немецкофашистскими войсками.
Бойцы и командиры стояли насмерть, но силы были не- равные. На 26 июня в соединении осталось лишь 2 броневика, 3 легковые и 20 транспортных машин. Неся огромные потери в живой силе и технике, части отходили в район Беловежской пущи, где дивизия была окружена и окончательно уничтожена. Многие её бойцы считались без вести пропавшими.
Борис Булат на пятый день боёв получил тяжелое ранение в руку и контузию. Ему и лейтенанту Федору Комарову, тоже раненному в руку и ногу, приказали возглавить группу раненых красноармейцев и доставить их в местечко Деречин. В больнице хирургов не оказалось, и раненая рука Бориса вздулась, покраснела – возникла угроза гангрены. И тогда врач, не имеющий отношения к хирургии, пользуясь примитивными инструментами, ампутировал Булату правую кисть. Вскоре в больнице появились немцы. Раненых как жаром обдало: «Значит – плен». И вот сейчас их везли в концлагерь.
С Комаровым Булат держался рядом. Они были земляками, оба – танкисты. Решили бежать. Темнело. Дым всё больше окутывал состав.
– Федя, прыгай! – шепнул Борис.
Комаров прыгнул, за ним Булат. Не чувствуя ушибов и боли от ран, вскочили и побежали. Конвоиры открыли огонь из пулеметов, но пули беглецов не достали.
Измученные, истощенные и обескровленные, они шли на восток. Острая боль в руке не давала Борису покоя. Ночью беглецы заходили на хутора, чтобы кое-чем подкрепиться. Жители с сочувствием выносили им пищу, указывали дорогу.
Первую военную зиму боевые друзья прожили на хуторе около деревни Бердовичи Слонимского района. В эти дни Булат проводил активную работу по организации партизанской группы и сбору оружия. Весной они ушли в лес.
Для первой диверсии группа использовала найденные снаряды от 45-мм орудия. Изготовили самодельные мины и начали проводить против фашистов диверсии. В этой лесной зоне действовали и другие разрозненные партизанские группы. 10 июня 1942 года по инициативе Булата состоялось собрание этих групп. Было принято решение объединиться в один отряд. Командиром избрали Бориса Булата.
Отряд Булата регулярно проводил диверсии и вступал в бои с карателями. Его ряды быстро росли за счёт местного населения. Вскоре он стал именоваться отрядом № 3649, а чуть позже – отрядом «Победа».
Оружие партизаны добывали у противника. Помогали и местные жители. По их подсказке из реки Щара вытащили затопленный броневик, даже поврежденный советский танк смогли восстановить.
3 июля 1942 года народным мстителям из «Победы» удалось раздобыть радиоприемник и впервые с начала войны услышать передачу из Москвы. А 18 июля отряд встретился с группой советских десантников, у которых была рация.
Появилась связь с Большой землей. Булатовцы ещё больше усилили активность. Особенно удачным стало нападение на местечко Деречино, где они разгромили усиленный гарнизон врага и районную жандармерию.
К осени 1942 года в отряде числилось уже около 500 партизан. На вооружении имелись бронемашина, танк, несколько 45-мм орудий, 122-мм гаубица, несколько станковых и ручных пулеметов, автоматы, более 200 винтовок.
В ноябре на базе отрядов «Победа», имени Ворошилова и «Борьба» возникла Ленинская партизанская бригада. Командиром её был назначен Федор Михайлович Синичкин (в будущем – Герой Советского Союза), начальником штаба – Борис Адамович Булат. Зимой 1942-43 годов бригада уже объединяла шесть отрядов общей численностью более двух тысяч человек.
Вместе с командиром бригады Булат разрабатывал удары по большим и малым гарнизонам гитлеровцев во многих населенных пунктах Барановичской области. Весной 1943 года сюда прибыл подпольный обком партии во главе с В.Е. Чернышевым. Началась активная работа по дальнейшему развертыванию всенародного партизанского движения. Осенью 1943 года Бориса Булата, как опытного организатора и руководителя партизанской борьбы, назначили начальником оперативного отдела штаба Барановичского партизанского соединения. В новой должности он быстро изучил обстановку, ознакомился со всеми партизанскими формированиями, действовавшими на территории области. Но эта работа его не прельщала – привык находиться с теми, кто ходил на боевые задания, вместе с ними делить радости и невзгоды. И эти чувства Булата, видимо, разгадали в обкоме партии.
Во второй половине октября 1943 года Бориса Булата направили в Лидскую партизанскую зону, которой руководил Ефим Данилович Гапеев. Там, в западной части Налибокской пущи, самостоятельно действовало несколько партизанских отрядов. Подпольный обком партии решил объединить их в бригаду «Вперёд». Командиром этой бригады и назначили Бориса Адамовича Булата. В бригаду вошли отряды имени Чкалова, «Роща», имени Невского, «Большевик», «Сибиряк».
Зона действий бригады «Вперёд» распространялась на Юратишковский и Ивьевский районы. Основная база её размещалась в десяти километрах от села Лугомовичи.
Боевым крещением бригады явилось февральское нападение на гарнизоны противника в Лаздунах, а затем в Изабелинах. В бригаде были созданы команды подрывников. Они выискивали слабые места на участках железных дорог и совершали диверсии. В конце февраля 1944 года вся бригада участвовала в нападении на вражеский состав, следовавший на запад с награбленным у населения продовольствием – захватили много зерна, мяса, а паровоз и вагоны сожгли.
Налёты на железную дорогу совершали группы всех отрядов бригады. С ноября 1943 по апрель 1944 года партизаны бригады «Вперёд» уничтожили 33 воинских эшелона гитлеровцев.
Серьезную угрозу для бригады и населения представлял гарнизон в деревне Лукомовичи. Там располагалось около четырехсот гитлеровцев, которые в свое время бесчинствовали на Смоленщине и Витебщине. Каждый день оккупанты совершали налёты на ближайшие деревни, устраивали засады на партизан. Штаб бригады изучил обстановку, подсчитал свои возможности и решил, что самим им не справиться. И тогда договорились с бригадой имени Дзержинского нанести совместный удар. Тщательно разработали план, уточнили направления, дату и время начала операции. И она прошла успешно – более двухсот гитлеровских вояк уничтожили, а часть взяли в плен.
Весной 1944 года командование бригады организовало помощь семьям военнослужащих, партизан, потерявших кормильцев, в обработке почвы и в севе. Выделялись вооруженные группы для охраны крестьян от нападения карателей.
В начале июня 1944 года Борис Адамович получил тяжелое ранение в бою и был эвакуирован в Москву. А 15 августа ему присвоили звание Героя Советского Союза. В том же году он уволился в запас.
С конца 1944 по 1946 год Борис Адамович Булат работал заместителем председателя Минского горсовета. В 1947 году он стал директором велозавода. С 1951 по 1973 (22 года!) работал директором Минской кондитерской фабрики «Коммунарка».
27 марта 1984 года Б.А. Булата не стало. Он похоронен в Минске. Борис Адамович Булат – Почетный гражданин города Лида. Его именем названы улицы в Лиде и Дятлове.
В экспозиции Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны представлены личные вещи Б.-А. Булата: трофейный пистолет «Вальтер», курительная трубка, карманные часы. Особый интерес у посетителей музея вызывает кожаный протез кисти руки, изготовленный в Налибок-ской пуще главным хирургом Лидского партизанского соединения Ю. И. Тайцем. С помощью этого протеза командир партизанской бригады «Вперёд» мог владеть оружием и принимать участие в боевых операциях.