Наверх

Отходы в Барановичах: доходы и расходы

03.10.2014 203 Наш край

Местные депутаты акцентировали внимание на ряде вопросов городской экологии.

Отправляя полиэтиленовый пакет, или баночку от йогурта, или же стеклянную бутылку в ведерко с мусором, задумывались ли вы, какая судьба ждет всё это, когда вы в конце недели опрокинете урну в общий дворовой контейнер?

Не на ветер, но на мусор

Большинство, уверен, ответит: нет. И напрасно – есть здесь над чем призадуматься. Кто-то поспорит: «Да чего тут задумываться, город-то у нас чистый». Город действительно у нас чистый, но еще вопрос, кто его таковым делает и за какие деньги. Объясняя, почему местные депутаты озаботились темой отходов и судьбой содержащегося в них вторсырья, председатель городского Совета депутатов Александр Селифонтов привел такие цифры. Только за прошлый год на вывоз мусора с несанкционированных свалок было потрачено порядка 800 миллионов рублей, в году нынешнем эта сумма уже превысила 1,5 миллиарда. Представьте, какие детские площадки можно было бы построить за эти деньги, пущенные не на ветер, но на мусор! В то время как большинство горожан заботится о родных Барановичах, есть и те, кто не обременяет себя трудом заключать договоры на вывоз отходов, предпочитая «облагораживать» всем ненужным, что скопилось в частном доме, гараже, ближайший пустырь. И это лишь один аспект «мусорной» проблемы.

Знаете ли вы, куда отправляется содержимое дворовых контейнеров? Пути, в общем-то, два. Сортировочная станция и полигон около Деревной. Вначале из мусора по максимуму «выжимают» то, что можно переработать: бумагу, стекло, пластик. Это черная ручная работа, которую лишь немного облегчает конвейер. Можно было бы и на этом экономить, если бы каждый, выходя во двор, в контейнер с надписью «стекло» бросал бутылки, с надписью «бумага» – старые тетрадки и календари… Да что там говорить, к этому нам еще надо прийти.

Сами депутаты от работницы ЖЭС-1 абсолютно случайно узнали, что, оказывается, отправляя в контейнер для раздельного сбора отходов пластиковую бутылку, крышечку надо отвинтить, а саму тару – смять, притоптать, чтобы машина не возила воздух. Вроде бы мелочи, но они тоже создают нам расходы, которых запросто можно избежать.

Контейнеры на остановках: за и против

Неоднозначную реакцию горожан, на мой взгляд, по всё той же причине – недооценке важности такого рода «мелочей» – вызвали аналогичные разноцветные контейнеры, появившиеся на автобусных остановках.

– Вид остановок они за счет яркой окраски пока не портят, но и собой не украшают, – председатель горисполкома Юрий Громаковский предложил на сессии обсудить последний эксперимент ЖКХ, не оставивший горожан равнодушными. Всё же обсуж­дение вынесло разноцветным ящикам положительный «приговор»: пусть кому-то такое соседство не по душе, пользы от них явно больше. Не один человек заметил, что по утрам число пластиковых бутылок на тротуарах вблизи остановок с появлением объемных контейнеров убавилось. Депутат городского Совета депутатов Василий Суховерхий предложил рядом с контейнерами на остановках разместить и социальную рекламу экологической направленности или хотя бы полезные советы, вроде тех, что касаются пластиковой бутылочки (см. выше).

Сортировочная станция – не конфетная фабрика, заметил главный инженер городского ЖКХ Михаил Менча, сопровождая депутатов. Ничего, внутри такого уж сильного амбре, какого автор ожидал, не оказалось. Да и снаружи аккуратно: цветы, лебеди из старых автопокрышек, черепашки из отработавших свое пластиковых емкостей. Всему ненужному, оказывается, при желании да при старании можно найти достойное применение.

Всё, что не годится для переработки, прессуется и следует на полигон захоронения отходов. Там работа гораздо чище: сидит себе человек в мягком кресле за компьютером, принимает груз, массу его подсчитывают электронные весы. Александр Селифонтов с удовлетворением заметил произошедшие изменения. Вместо размытой после дождей земли – асфальтовая площадка для транспорта. Наблюдать за прибытием транспорта с грузом можно, не выходя из уютного кабинетика, с помощью видеокамеры.

Хочешь – не хочешь, однако выходить из него надо: отходы, прибывающие с предприятий на полигон, не должны содержать вторсырья. Всё, что может быть переработано, должно перерабатываться – таково требование законов нашей страны. Порой предприятия идут на нарушение по легкомысленности. На такого рода моменты обратил внимание Олег Загурский, начальник горрайинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды. Бросил работник оставшийся после обеда полиэтиленовый пакет, и поехал этот представитель вторсырья вместе с производственными отходами на полигон. Или бросили в общую массу упаковку от оборудования. Всё, жди, предприятие, штраф. О том, что это далеко не единичные случаи и 40 составленных с начала года протоколов – минимум, говорил депутат городского Совета депутатов Виктор Колосовский, который скрупулезно исследовал реальное положение дел.

Процент извлечения полезного вторсырья из отходов увеличивается, но всё еще недостаточен – и это также проблема, над решением которой предстоит работать. В идеале построить бы вторую очередь мусороперерабатывающего завода, добывал бы город из отходов газ, а из него электроэнергию. Есть такие проекты у ЖКХ. Идея в наличии, а деньги? Увы. Отзовись, инвестор!

Куда «уходят» из автосервисов старые шины? Не за город, не в лес ли? Мэр города Юрий Громаковский обратил внимание на этот немаловажный для природы, а в итоге и для нас с вами вопрос. Олег Загурский доложил так: автомастерские вправе признать старые шины имуществом автовладельца, а значит, не обязаны беспокоиться об их утилизации. Было найдено компромиссное решение: барановичские автосервисы собирают шины у себя, а ЖКХ безвозмездно берет на себя всю дальнейшую работу.

Знаете ли вы, куда можно сдать батарейки? Еще один вопрос, поставленный Юрием Громаковским. Да, в городе есть 19 магазинов, а в них – контейнеры, в которые можно бросить использованный источник питания. Мы не раз публиковали список торговых точек, но обращают ли жители города внимание на эти емкости? Было решено расположить их прежде всего там, где продаются батарейки. Но опять же, как ни располагай контейнеры, без мощного пиара, без экологического воспитания, без перемен в сознании горожан и эту проблему не решить.

Охотники за вторсырьем

Одним из главных достижений года для ЖКХ можно признать открытие пунктов приема вторсырья. Их число увеличилось с 2 до 16-ти, пунк­ты сегодня есть при каждом ЖЭСе и службах ЖКХ. Подросли и закупочные цены на бумажные, стеклянные и прочие отходы… так что особо предприимчивые и не отягченные трудовыми заботами граждане стали даже охотиться за содержимым контейнеров для раздельного сбора.

В городе три пункта приема – передвижные, представляют они собой автомобиль МАЗ, снабженный весами и кассой, график и маршруты машины можно узнать на сайте ЖКХ.

Заместитель главного врача зонального центра гигиены и эпиде-миологии Лилия Селезнева, комментируя проблему несанкционированных свалок, отметила, что положительные сдвиги есть.

Есть и предприятия, на которые в отношении к природе можно равняться. Практик – главный инженер автоагрегатного завода Игорь Ясевич привел цифры, которые доказывают: даже при увеличении выпуска продукции выброс вредных веществ уменьшить реально.

Всё же что-то в нашем отношении к экологии постепенно меняется. Недавно в ЖКХ поступило предложение от частной фирмы «перелопатить» уже захороненные отходы: годы тому назад вторсырье извлекалось не так тщательно. О доходах из отходов даже в этом случае пока говорить рано, однако подобные примеры всё же укрепляют веру в то, что для хозяев будущего нынешняя свалка покажется Клондайком.



  • Мы в социальных сетях: