Исполнилось 70 лет одной из крупнейших операций партизан в годы Великой Отечественной войны по одновременному массовому разрушению железнодорожных коммуникаций врага, известной под названием «рельсовая война». Она проводилась в три этапа.
Первый этап «рельсовой войны» состоялся в августе- сентябре 1943 года во время контрнаступления Красной Армии под Курском. В операции участвовали партизаны Белоруссии, Украины, Литвы, Латвии, России.
Второй этап под кодовым названием «Концерт» проводился с середины сентября до начала ноября 1943 года, когда Красная Армия уже вступила на территорию БССР.
В ходе первого и второго этапов было подорвано 211 тысяч железнодорожных рельсов, под откос пущено 2170 железнодорожных составов, 6 бронепоездов, разрушено 32 водонапорные башни, 295 железнодорожных мостов.
Третий этап «рельсовой войны» начался в ночь на 20 июня 1944 года накануне белорусской операции «Багратион» и продолжался до полного освобождения Белоруссии. Было взорвано 60 тыс. железнодорожных рельсов. В «рельсовой войне» была использована новая тактика: на разгром железнодорожных путей выходили не специальные диверсионные группы, а все партизанские отряды и бригады. В результате поставки живой силы и техники немцев для фронта сократились почти наполовину.
Успешно была проведена «рельсовая война» и в нашем крае. В ней принимали участие все партизанские отряды и бригады Барановичского партизанского соединения, в том числе и наша Первомайская партизанская бригада и наш отряд им. Суворова, на базе которого впоследствии была создана бригада им. Суворова.
В ночь на 19 августа 1943 года партизаны Барановичского соединения провели операции на железных дорогах на линиях Минск-Брест, Вильнюс-Барановичи. Эти железнодорожные магистрали немцы тщательно охраняли, ибо они питали людскими резервами, горючим, боеприпасами и провиантом наиболее сильную группировку на восточном фронте – армии «Центр». Чего только не придумывали фашисты, чтобы обезопасить магистраль от нападения народных мстителей! Проволочные заграждения и спирали, завалы, минные поля, мины-ловушки, засады на наиболее вероятных направлениях движения диверсионных партизанских групп и отрядов, дзоты, доты, бронеплощадки и бронедрезины, патрули и своры служебных собак. Но и это не могло остановить партизан.
Была проведена тщательная подготовка к «рельсовой войне». Каждому отряду был определен перегон дороги. Нашему отряду им. Суворова указали место для взрыва рельсов от ст. Домашевичи до ст. Мицкевичи. Отряд подошел к железной дороге, залег на полотне и по сигналу каждый из бойцов в одно и то же время зажег пеньковый (бикфордов) шнур на двух тoловых шашках, и ровно в полночь взрывы раскололи ночную тишину. Вражеская охрана пыталась вначале оказывать сопротивление, открыла огонь, но после многочисленных массовых взрывов, прокатившихся по железнодорожному полотну, стала разбегаться, бросая блиндажи, орудие и боеприпасы.
Партизаны области во время массированных ударов по железным дорогам взорвали тысячи рельсов, 4 моста, разгромили 12 вражеских гарнизонов, разбили 7 станций и полустанков. Общая протяженность разрушенного железнодорожного полотна составила 60 километров. Участок Барановичи-Минск восстанавливался 4 дня, линия Лида-Барановичи – 8 дней, Барановичи-Волковыск – более 10 дней.
На ремонт дорог, разрушенных партизанами, были брошены железнодорожные строительные батальоны, рабочие команды и даже некоторые воинские части. По личному указанию Гитлера командующий вооруженными силами Германии на западе фельдмаршал Рундштедт потребовал от главы правительства оккупированной Франции снимать рельсы со вторых путей ряда французских железных дорог и отправлять их в Белоруссию.
На стоянку партизаны возвращались после проведенной операции шумно. Как всегда после выполнения задания, никто не хотел ложиться спать, хотя уставали изрядно. Кое-где слышались заливистые мелодии на гармошках. Землю уже окутал голубой сумрак, а в чистом небе мерцали светлячки звезд.