Ольга погибла неожиданно и нелепо. Ехала на велосипеде, везла две бутыли воды. На подъезде к дому велосипед вдруг занесло, молодая женщина, мать троих детей, падает. Падает так, что получает две серьезнейшие травмы, от которых практически моментально умирает.
Николай Цуп остался вдовцом и одиноким отцом. Старшему сыну Андрею тогда было 9, среднему Ване – 6, малышке Веронике едва исполнился год. Николай признается, что тогда, три года назад, самой страшной была мысль, что дети остались без матери, а он – без жены. Да, есть дом и все в доме, да, есть старший брат Александр и его отзывчивая супруга Валентина, есть теща и сестра жены, но у всех – своя жизнь, а он и его дети кому нужны? И на тот момент Николай сломался – запил. Его душевная слабость не осталась незамеченной. В детском саду, куда ходили дети, в школе и сельском Совете, который возглавляет неравнодушная Татьяна Щербацевич, забили тревогу и всем миром взялись за отца-одиночку. Николай и сам понимал, что пристрастие к алкоголю окончательно погубит его семью, а ведь семья у него есть и после смерти Ольги. Его семья – это трое детей, которым он очень нужен. Его дети не сироты, у них есть отец! Именно эта мысль не дала ему пропасть.
Пройдет какое-то время, и молодой механизатор СПК «Крошин» возьмет себя в руки. Он, конечно, и раньше умел стирать, убирать, готовить, но навыки пришлось совершенствовать. Да и дети после такой жизненной потери резко повзрослели. Андрей, которому сейчас 11 лет – надежная отцовская опора, папе-то приходится работать от зари до зари…
– Неправда, работаю с 8.00 и до 17.00 в любую пору года, хотя у других рабочий день до 19.00, – не соглашается Николай, – мне на уступки идут, чтобы мог дочь в садик отвести и вовремя забрать. И отцовский день у меня есть.
– Все равно папа много работает, на работе и дома, – вступается за отца Андрей и рассказывает, что у них есть свое хозяйство – 5 кур, огород. – Только иногда мы ездим в город, и то по делам, чтобы купить продукты или одежду. Ваню берем с собой, а вот Веронику нет. Папа и так знает ее размеры.
– Николай Цуп на самом деле – хороший папа, – вступает в разговор заведующая Крошинским ясли-садом Наталья Щербацевич. – Дети досмотрены, ухожены, у них есть все необходимое. Николай Александрович принимает участие в жизни сада, всегда откликается на просьбы, хотя мы стараемся не загружать его. Что касается пап, в одиночку воспитывающих детей, то в нашем агрогородке кроме Николая Цупа есть еще Олег Супрунчик, с которым после развода осталась жить его дочь.
Наталья Артуганова – воспитатель средней группы детского сада, который посещает Вероника Цуп, отмечает, что она никогда бы не подумала, что эта девочка воспитывается без мамы. Обычный ребенок, как все, разве с твердым, напористым, совсем не девчоночьим характером.
– Наверное, всё же сказывается мужское влияние, – размышляет Наталья Ивановна, – ведь Вероника растет с братьями и отцом.
С материальными проблемами семья Цуп справляется. На детей государство выплачивает пенсию по потере кормильца плюс заработная плата Николая.
– Нам хватает, с протянутой рукой я не хожу, материальной помощи не прошу, – подчеркивает одинокий отец.
Он честно признается, что о таком празднике как День отца впервые слышит, никто никогда по этому поводу его не чествовал. Он, собственно, и не ждёт ни от кого похвалы, просто делает своё дело – воспитывает детей.
В завершение беседы я позволила себе несколько бестактный, но подсказанный жизнью вопрос: не было ли у него мыслей определить ребят в интернат?
– Отдать в интернат? Да вы что! Никогда! – вы бы видели, сколько укоризны было в его глазах!
…Недавно в жизни Николая появилась Марина. Эта женщина рискнула войти в дом, где растут трое чужих детей. Впрочем, это не чужие дети. Это дети мужчины, которого она любит.