Наверх

Один день из жизни участкового милиционера Барановичского ГОВД (фото)

19.11.2015 1444 Наш край

DSC04522 Участковый милиционер – самый близкий к людям сотрудник правоохранительных структур. Он первым прибывает на вызов, разбирается с заявлениями, беседует  с теми, кто живет на его участке. Чтобы перечислить его обязанности, не хватит газетной полосы. Не зря именно участковых называют универсальными милиционерами: пройдя школу в этой службе, участковые с легкостью могут перейти в уголовный розыск, отдел по борьбе с экономическими преступлениями, ГАИ и любое другое подразделение.

Журналист «Нашего края» посмотрел, как проходит обычный день Родиона Тишкевича – участкового милиционера Барановичского городского отдела внутренних дел.

О ГРАФИКЕ И СМЕНАХ

Как правило, рабочий день участкового инспектора милиции начинается в 14.00. Официально он длится до 23.00, но на самом деле идти домой участковый может только после того, как затихнут семейные скандалы, соседские войны, уснут подвыпившие граждане. Это может быть и в час, и в два часа ночи.

– Если, к примеру, заявление от гражданина поступает в дежурную часть в 22.50, то мы должны разобраться с ним, и только после этого можем идти отдыхать, – объясняет Родион Тишкевич, – У нас не принято перекладывать дела на плечи коллег, которые заступают на службу позже и работают дальше: у всех хватает своих забот. Хотя, конечно, всегда помогаем друг другу в случае необходимости.

Кроме обычной смены, периодически участковые работают с 17.00 или выходят на суточные дежурства, которые начинаются в восемь утра.
В зависимости от смены несколько меняется и содержание работы. Если участковый работает в день, то, кроме вызовов на происшествия, предусмотрены посещения различных учреждений и организаций.

Вечерняя смена предполагает более плотную работу с заявлениями о преступлениях и правонарушениях, поскольку именно после наступления темноты «выползают» те, кто не желает жить по закону. А во время суточного дежурства участковый выезжает на места преступлений вместе с оперативно-­следственной группой, проверяет поднадзорных (тех, кто по закону обязан после десяти вечера находиться дома), а утром сопровождает на рабочие места обязанных лиц (горе­-родителей, лишенных родительских прав, но обязанных возмещать расходы государства на содержание своих детей).

Сразу сделаем оговорку: такое деление обязанностей чисто условно. В любое время участковый готов к выполнению каждой из этих обязанностей.

ИНСТРУКТАЖ

DSC0451114.00 – время проведения инструктажа. На него приходят все участковые, которые в этот день работают в дневную смену.

– Все начинается с проверки внешнего вида сотрудников, – рассказывает перед началом инструктажа временно исполняющий обязанности начальника отделения охраны правопорядка и профилактики Барановичского ГОВД Сергей Павленя, – ведь по внешнему виду милиционера граждане составляют первое впечатление об органах правопорядка. Проверяется также и экипировка: у каждого участкового должны быть удостоверение, наручники, оружие, газовый баллончик, рация. Оружие участковые получают в дежурной части перед началом инструктажа. Кроме того, все должны расписаться в постовой ведомости. В ней же после окончания дежурства записывается вся работа, проделанная за день или сутки, и также проставляется подпись.

Тем временем участковые уже построены для инструктажа. Кроме руководства отделения охраны правопорядка и профилактики, на нем присутствует представитель дежурной части, который рассказывает об оперативной обстановке в городе. Он же зачитывает поступившие телеграммы о розыске пропавших без вести или о преступлениях, совершенных в других городах Беларуси.

Дальше Сергей Павленя говорит о задачах, которые всем сотрудникам предстоит решать сегодня: поскольку в городе проводится сразу несколько комплексов оперативных мероприятий, участковые будут работать и по ним. В частности, в задачи на сегодня входит обследование территорий и поиск брошенных автомобилей – так называемого автохлама. Кроме того, участковые будут отслеживать, где не работает уличное освещение.

ПЕРВЫЙ ВЫЗОВ

Если в отношении семейного скандалиста будет за год составлено 3 административных протокола за нанесение побоев близким родственникам или членам семьи, это послужит причиной возбуждения уголовного дела по факту истязания. И тогда уже штрафом домашний буян не отделается.

14.35 – перед тем как ехать на свой участок, Родион Тишкевич заходит в рабочий кабинет, чтобы привести в порядок документы. Однако тут раздается телефонный звонок (хотя мобильники не входят в число обязательных предметов экипировки, они – чуть ли не основной рабочий инструмент каждого участкового). В дежурную часть позвонила женщина с заявлением о семейном скандале, и участковый немедленно отправляется на вызов.

Тут автор этих строк узнает, что, оказывается, служебные автомобили закреплены далеко не за всеми участковыми. Они есть на тех опорных пунктах, которые расположены на окраинах города и обслуживают самые дальние точки города. Остальные милиционеры пользуются своим личным транспортом либо едут в необходимое место на городском автобусе. Поскольку участок Родиона находится в центре, машины у него нет.

– Ничего страшного, пешком ходить полезно, – улыбается участковый. – Да и автобусы у нас хорошо ходят, так что особых проблем в этом я не вижу. Ну и коллеги всегда помогут, если возникнет острая необходимость.

Вздохнув, настраиваюсь на прогулку под промозглым ноябрьским дождем. Но тут подтверждаются слова Родиона Тишкевича о помощи коллег: один из участковых, работающих в районе Боровков, предлагает подбросить нас на служебной машине до центра.

DSC04527Уже через пять минут входим в частный дом по улице Димитрова (отсюда пришел вызов). Нас встречает молодая женщина с младенцем на руках. Из-­за мамы выглядывает ребенок постарше – двухлетняя девочка. Самого виновника происшествия дома уже нет.

Женщина волнуясь начинает рассказывать:

– Мой муж нигде не работает, пьет. Может по нескольку дней не ночевать дома – ходит по всяким притонам. Вот и сейчас его не было три дня. У тут заявляется: сначала в холодильник полез, потом часы со стены сбросил, вещи все разбросал. Я ему говорю: просила же, когда пьяный – не приходи домой, здесь же дети. А он мне кулаком в лицо… Денег не дает ни копейки, работать не хочет. Все живем на детское пособие. А детей у нас трое. А тут еще придет, продукты из холодильника вытащит. Помогите!

Участковый предлагает написать заявление, женщина соглашается. А вот от прохождения судебно-­медицинской экспертизы (зафиксировать побои) отказывается: детей не с кем оставить.

Родион Тишкевич оформляет протокол об административном правонарушении, записывает показания женщины.

За посторонними людьми с интересом наблюдает самая младшая дочка – удивительно спокойная девочка: через неделю ей исполнится четыре месяца. Девочка постарше деловито ходит по дому с веником и совочком: старается навести порядок после «папиного беспредела».
Трое детей с таким папашей… Не в силах сдержаться, спрашиваю у женщины, давно ли пьет ее супруг.

– Давно, – отвечает она. – Правда, когда я беременна третьей дочкой была, поутих немного. Я надеялась, что все наладится. Но не сложилось…

Документы тем временем готовы, женщина читает их и ставит подписи. Мы прощаемся и уходим. Я – под неприятным впечатлением от увиденного. И слова участкового еще больше портят настроение:

– Я знаю этот адрес, не раз уже здесь бывали. Знаете, несколько лет назад милицию вызывала мать этой женщины. На нашу заявительницу, которая в то время сама злоупотребляла спиртным. Похоже, теперь она уже исправилась, а тогда ее старшая девочка была признана нуждающейся в государственной защите: собственной матери до нее совершенно не было дела. Других детей тогда еще не было…

Такой вот круговорот неблагополучия в отдельно взятой семье.

Сегодня же, позже вечером, участковый составит рапорт в сектор охраны детства Барановичского горисполкома: необходимо взять на учет неблагополучную семью, в которой растут трое маленьких детей.

DSC04525В ПОХОД ПО ИНСТАНЦИЯМ

Участковый часто выступает своеобразным охранником для представителей различных организаций и ведомств: судебных исполнителей,
работников электросетей, водоканала, ЖЭСа – всех, в отношении кого люди могут применить насилие.

15.10 – поскольку из городского отдела милиции мы уже добрались в центр города, участковый отправляется в военкомат. Там ему нужно взять справку на своего подопечного, который завтра должен ехать в лечебно­-трудовой профилакторий (решение суда о направлении на принудительное лечение уже вынесено).

– Очень часто у тех, кого направляют на принудительное лечение, нет никаких документов, – объясняет по дороге в военкомат Родион Тишкевич. – Некоторым приходится даже паспорта делать. Водим их фотографироваться, заполнять необходимые бланки. За свой счет платим за них госпошлину.

У «клиента», на которого сейчас собираются документы, не оказалось военного билета. Именно поэтому нужна справка о воинском учете этого мужчины: ее необходимо подшить в общую стопку документов.

15.35 – идем в городскую цент­ральную поликлинику.

– От администрации поликлиники поступило заявление о том, что вахтер пришел на работу в состоянии алкогольного опьянения, – рассказывает участковый. – Будем разбираться и принимать меры.

16.00 – пока нет вызовов, участковый отправляется навестить тех, кто требует особого внимания: домашнего скандалиста и обязанное лицо.

Дома ни того, ни другого нет, поэтому проверить, как у них дела, участковый зайдет попозже. А пока отправляемся обратно в городской отдел милиции: там Родион Тишкевич будет оформлять документы на того самого мужчину, который завтра должен ехать в ЛТП.

ГУЛЯЮТ, КАК В ПОСЛЕДНИЙ РАЗ

16.30 – участковый заполняет документы. Отвлекаясь ненадолго, рассказывает о тонкостях работы с теми, кого отправляют в лечебно-трудовой профилакторий.

– Для того, чтобы направить на принудительное лечение, нужно соблюсти ряд требований, – объясняет Родион Тишкевич. – Во-первых, гражданин должен состоять на учете в наркологическом диспансере. Во­-вторых, его не менее трех раз за год необходимо привлечь к административной ответственности за различные правонарушения.

Клиент, чьи документы оформ­ляет участковый, подходит по всем статьям: его семейная жизнь давно разладилась, мужчина разведен и один живет в общежитии. В последнее время нигде не работает официально, перебивается случайными «халтурами». Раз за разом милиционеры «ловили» его пьяным в центре города. Итог – решение суда о направлении на принудительное лечение.

Судебное решение далеко не всегда выполняется сразу, все зависит от наличия свободных мест в ЛТП. Некоторые уезжают лечиться буквально через несколько дней, другие ждут своей очереди месяц, а то и больше.

Коллега Родиона Тишкевича вступает в наш разговор и рассказывает, что один из его подопечных успел загреметь в тюрьму раньше, чем дождался своей очереди в ЛТП. Как раз завтра истекает срок его четырехмесячного ареста. Как только выйдет из­за решетки – сразу отправится в ЛТП.

Доставить алкоголиков на лечение – тоже задача участковых. И задача эта далеко не легкая.

– Когда они узнают, что завтра нужно ехать, то напиваются как в последний раз в жизни, – рассказывает Родион Тишкевич. – Как будто хотят выпить «норму» на полгода вперед. При этом в ЛТП не примут человека в нетрезвом состоянии. Поэтому наша задача – хоть за руку его держать сутки, но доставить трезвым.

Позже этим же вечером участковый отправится домой к мужчине, который завтра едет в ЛТП. Эту ночь любитель горячительных напитков проведет в милиции, так что утром будет «как огурчик».

В МАГАЗИН

18.30 – затишье закончилось. Начинают поступать вызовы. Сначала в дежурную часть позвонили из одного частного магазина, торгующего бытовой химией. У них украли пару баллончиков дезодоранта и бутылку геля для душа.

Отправляемся на вызов.

– Такие происшествия не редкость, – говорит участковый. – Есть категория граждан, которые постоянно промышляют мелкими хищениями. При этом воруют несколько не слишком дорогих предметов. А так как их общая стоимость не достигает даже одной базовой величины, уголовное дело не возбуждается. Речь идет об административном правонарушении. А им на покупку спиртного хватает.

Родион Тишкевич рассказывает, что бывать в магазинах ему приходится часто. И не только по поводу краж: милицию вызывают поскандалившие с продавцами покупатели, оскорбленные продавцы. Кому-­то не дали жалобную книгу, другой недоволен обслуживанием.

Во всем этом приходится разбираться участковому.

В магазине участковый записывает показания продавцов, затем просматривает запись с камеры видеонаблюдения. Воришка попал в кадр, что хорошо. Его фото будет распечатано и роздано всем участковым.

ДЕЛА ЖИТЕЙСКИЕ

Участковый милиционер обязан разобраться со всеми вызовами, даже если они не относятся к компетенции правоохранительных органов. Например, если человек пожалуется, что кошка соседа громко плачет и мешает спать.

19.30 – дальше количество вызовов увеличивается. Позвонившая участковому девушка рассказывает о том, что ее по телефону оскорбил сожитель. При этом писать заявление она не хочет, а просит просто поговорить со своим мужчиной «по душам». Родион Тишкевич записывает адрес, чтобы провести профилактическую беседу о том, как надо вести себя с женщинами.

Дальше отправляемся беседовать с жильцами сразу двух частных домов. Соседи конфликтуют много лет. Предмет спора – несколько десятков сантиметров границы между их земельными участками. За годы вражды исписаны тонны бумаги, выпито несколько литров успокоительных. А мира и согласия все нет. То та, то другая сторона пишет заявление в милицию на соседей: оскорбили, рукоприкладством занимаются, нарушают мои права.

Участковый терпеливо записывает новые показания об очередных обидах. Он прекрасно знает, что через несколько дней или недель (в лучшем случае) снова придет сюда выслушивать уже другую обиженную сторону…

Время незаметно приближается к десяти. Наступает затишье.

– Понедельник–четверг – более спокойные дни, самыми напряженными будут пятница и выходные, – говорит Родион Тишкевич. – Бывает, за смену и пять, и шесть вызовов. Хотя у меня еще относительно спокойный участок. В спальных районах вызовов еще больше.

Перед тем как ехать в отдел милиции, участковый заходит проверить одного из своих поднадзорных, который после десяти обязан быть дома. Мужчина и правда дома, участковый желает ему спокойной ночи.

Бывает, некоторых проверяем и дважды, ведь особо ретивые умудряются уйти из дому уже после того, как мы их проверим, – объясняет Родион Тишкевич. – Чтобы были всегда в тонусе, проводим периодически повторные проверки.

По дороге в отдел участковый забирает того самого мужчину, который завтра поедет в ЛТП. Я отправляюсь домой, а Родион Тишкевич – сдавать оружие и писать отчет о проделанной за день работе.

Ну а город медленно погружается в сон, охранять который будет уже другая смена участковых.

Визитная карточка

Родион Тишкевич родился в Барановичах, закончил СШ №19, после школы поступил на инженерный факультет БарГУ. Однако инженером не стал: решил посвятить жизнь службе в органах правопорядка.

После обучения в учебном центре МВД в 2010 году поступил на службу в городской отдел милиции. С первых дней он – участковый инспектор опорного пункта охраны правопорядка №1 (центр города).

Пока Родион не женат, но его семейное положение изменится уже через неделю: на будущие выходные намечена свадьба. Со своей невестой Анной Родион познакомился во время учебы в университете.

______

Награды – к празднику

За профессионализм, грамотные действия при выполнении служебных обязанностей и в связи с Днем образования службы участковых инспекторов

Благодарностью Барановичского горисполкома поощрен

Сазонов Александр Николаевич – участковый инспектор Барановичского ГОВД;

Почетной грамотной Барановичского городского Совета депутатов награжден

Русаков Юрий Викторович – старший участковый инспекторБарановичского ГОВД.

Грамотой Барановичского райисполкома награждены

Буча Сергей Аркадьевич – участковый инспектор Барановичского РОВД;

Матяс Геннадий Анатольевич – старший участковый инспектор Барановичского РОВД.

Благодарственным письмом Барановичского райисполкома награжден

Лешик Денис Владимирович – участковый инспектор Барановичского РОВД.



  • Мы в социальных сетях: